Программа SaM146 – гордость российского авиапрома. Двигатель создан на основе равноправного партнёрства НПО «Сатурн» и французской компании «Снекма» для региональных самолётов нового поколения. Реализация проекта осуществляется при поддержке правительств России и Франции.
В настоящий момент шесть двигателей SaM146 установлены на трёх опытных самолётах SSJ100 в обеспечение сертификационных заводских испытаний. В производстве находится ещё пять опытных двигателей со сроками испытаний в ноябре 2009 г. Поставка первых серийных двигателей намечена на ноябрь нынешнего года.
На МАКСе-2009 самолёт «Сухой Суперджет 100» стал главным событием, а генеральный директор НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин и губернатор Ярославской области Сергей Вахруков, посетивший авиасалон в день его открытия 18 августа, оказались в центре внимания специалистов и прессы. Вопросы журналистов в первую очередь касались сегодняшнего статуса программы создания двигателей SaM146 и новых разработок «Сатурна».
– Я думаю, что МАКС-2009 полностью подтвердил правильность стратегии и многолетней честной работы коллектива «Сатурна», – сказал генеральный директор объединения Юрий Ласточкин. – Сегодня вся страна, да и весь мир, увидели масштаб наших усилий. Он адекватен результатам. Из восьми стоящих в павильоне двигателей «Объединённой двигателестроительной корпорации», куда вошёл «Сатурн», пять двигателей – нашей разработки и производства. И два основных самолёта, которые были показаны в полётах и на стоянке, – Су-35 и «Суперджет 100» – наши.
Как подчеркнул Юрий Ласточкин, сегодня двигатели «Сатурна» стоят и на всех ракетах тактического вооружения. «Это очень серьёзный результат. Практически «Сатурн» в течение десяти последних лет работал за всю страну. Конструкторы, менеджеры, технологи, руководители производства, рабочие сделали всё, чтобы это произошло».
На МАКСе не было ещё двух самолётов. ПАК ФА – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации – должен подняться в небо на двигателях «Сатурна» до конца этого года. Новые двигатели АЛ-55И стоят на самолётах индийских ВВС, которые сейчас проходят испытания в Индии.
НПО «Сатурн» заняло серьёзную нишу на авиационном рынке, и, как сказал Юрий Ласточкин, «сейчас нас не выбить, нас никем не заменить». Проделана огромная работа по созданию новых двигателей. Теперь стоит не менее сложная задача – развёртывать серийное производство, сертифицировать двигатели, пройти госиспытания военной техники.
– К примеру, только за август мы на НПО «Сатурн» сделали очень серьёзные, качественные заделы на будущее. Более трёх миллиардов рублей мы инвестировали сегодня в строительство новых корпусов для двигателя SaM146, в строительство учебного центра. Это и проект с использованием нанотехнологий, «Новые инструментальные решения», – рассказал журналистам генеральный директор НПО «Сатурн». – Это очень серьёзный задел, который позволит заводу успешно отработать четвёртый квартал, начать следующий год и выполнить все принятые на себя обязательства перед заказчиками – 55 двигателей для Китая. Сейчас идёт предконтрактная работа ещё по 33 двигателям Д-30КП-2 для этой страны. Государство выделяет ВВС 180 млрд. рублей для заказа 48 самолётов Су-35, то есть – более ста двигателей 117С. Это беспрецедентный контракт для России.
Сегодня мы обеспечены заказами на несколько лет вперёд, важно эти заказы выполнять, не обрывая инвестиций в завод, в его технологическое оборудование, в программы, в реконструкцию собственно завода. А мы переходим к реконструкции уже целыми цехами. Условия труда поменяются для тысяч людей. Поэтому, думаю, что это очень неплохой результат.
Несмотря на кризис, НПО «Сатурн» идёт с хорошим ростом: 120 процентов в условиях кризиса – это отличный результат. Начинают работать те заделы, которые мы накапливали. А если бы ничего не делали, если бы не создавали новые изделия, не присоединяли КБ, не реконструировали завод, у нас бы было сегодня минус 40 – 50 процентов по отношению к прошлому году.
Мы должны получить сейчас деньги от государства на увеличение уставного капитала «Сатурна» – в октябре на 5,2 млрд. рублей. Мы должны получать дальше субсидирование процентных ставок по кредитам, которые берём на развитие. «Сатурну» будут выделены государственные гарантии на 10 млрд. руб. по кредитам госбанков.
Я принял решение баллотироваться на пост мэра города Рыбинска на выборах, которые состоятся 11 октября, и сейчас нахожусь в отпуске. Но я оставляю завод на очень неплохих стартовых позициях. Задача тех, кто приходит сегодня на смену, – удержать ситуацию. Она непроста, и условия, в которых работают люди, непростые. А рецепт только один – работать нужно много, каждый день и честно. И будет очень хорошо, если у новых людей всё получится.
Губернатор области Сергей Вахруков вместе с Юрием Ласточкиным и заместителем генерального директора ООО «УК «ОДК» – управляющим директором компании Ильёй Фёдоровым осмотрели на авиасалоне все разработки «Сатурна». Губернатор побывал не только в пассажирском салоне самолёта «Сухой Суперджет 100», но и посидел в кресле командира этого авиалайнера, а также на месте пилота в истребителе
Су-35.
– Впечатления от МАКСа очень приятные, – сказал Сергей Алексеевич журналистам. – Техника, которая здесь выставлена, прославила нашу авиацию, а перспективные разработки, я думаю, намного превосходят многие зарубежные аналоги. Конечно, большое впечатление произвёл наш «Супер-
джет 100», я впервые увидел этот самолёт в полёте, он очень красиво смотрится, взлетая и выполняя фигуры в воздухе. Я осмотрел кабину и салон – всё очень удобно и для лётчиков, и для пассажиров. Большой проход, просторный салон, расстояние между креслами большое, кресла очень удобные, уютные. Это действительно тот самолёт, которого сейчас очень ждут авиакомпании и внутри России, и за рубежом. Я убеждён, что со следующего года он начнёт выполнять регулярные рейсы. И очень важно, что на самолёте наши двигатели SaM146. Как признают сами лётчики и все, кто здесь сегодня присутствует, эти двигатели позволяют чувствовать себя в полёте безопасно и очень комфортно: хорошая тяга, маневренность и удобное управление этим двигателем. И самое главное – запас надёжности просто огромный. Как рассказал сегодня главный конструктор двигателя, все испытания, которые были проведены, подтвердили те характеристики, которые изначально предполагались для этого двигателя.
Побывал я и в кабине нового истребителя Су-35 – тоже с двигателями «Сатурна». Сегодня он показал великолепный высший пилотаж, фигуры, которые ни один самолёт выполнить не может. Двигатели 117С, которые меняют вектор тяги, имеют очень большую подъёмную мощность и позволяют лётчику делать на этом самолёте всё, что угодно. Управлять им очень комфортно. И самое главное – такой запас мощности позволяет себя чувствовать в бою надёжно и уверенно.
Не случайно именно этими самолётами – «Сухой Супер-джет 100» и Су-35 – открылись полёты на МАКСе. Эти самолёты сегодня – украшение авиасалона, и очень приятно, что двигатели, которыми они оснащены, производятся на НПО «Сатурн» в городе Рыбинске.
Несомненно, люди, которые создают такие двигатели, достойны другого качества жизни. Я ведь сам родом из Рыбинска и прожил в городе более 30 лет, а сейчас с удовольствием туда приезжаю, потому что это моя родина. И очень хотелось бы, чтобы город выглядел по-другому. Сегодня есть все возможности, чтобы сделать Рыбинск чище, лучше, комфортнее. И я убеждён, что это будет обязательно сделано. Именно поэтому я рекомендовал жителям, которые скоро будут выбирать мэра города, Юрия Васильевича Ласточкина. Он много сделал на «Сатурне», и есть теперь возможность сделать то же самое и в городе. Я думаю, что механизмов и ресурсов для этого хватит. По крайней мере, есть желание, есть понимание, как это сделать, есть опыт всего того, что сделано. И, конечно, мы будем помогать, потому что для области Рыбинск – очень важный и серьёзный город.