Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
Федеральный закон № 131 «Об основах местного самоуправления» был одним из «трудных». Его долго обсуждали, много критиковали. Сейчас ФЗ-131 заработал в полную силу. Близятся выборы депутатов и глав муниципальных образований. Как видят закон № 131 и дальнейшие перспективы местного самоуправления профессионалы, те, кто следит за соблюдением этого закона? Об этом рассказал начальник управления по вопросам местного самоуправления правительства Ярославской области Александр Матвеевич Чудайкин.
Василий МЮРАТОВ Вячеслав ЮРАСОВ
– Александр Матвеевич, приближаются выборы депутатов местных законодательных собраний и глав сельских поселений. Ожидаются ли «сюрпризы», много ли новых людей придёт в местное самоуправление? Или большинство прежних глав поселений и депутатов останутся на своих должностях? Есть ли в правительстве области прогнозы по этому вопросу? – Неблагодарное это дело – прогнозы. Ведь главная задача правительства области – не прогнозировать результаты выборов, а обеспечить их полную конституционную законность и легитимность избранных депутатов и глав поселений. Предстоящие выборы очень важны, потому что именно депутаты местных собраний представителей и других органов местной законодательной власти ближе всех к народу, к его нуждам. Перефразируя известную пословицу, скажем: до президента высоко, до Госдумы, не только федеральной, но и областной, далеко… Это не совсем правильно, но таковы реалии нашей жизни. А депутат местного собрания представителей – рядом, к нему можно обратиться с повседневными заботами, с ним избиратели на родной улице каждый день здороваются. Люди в муниципальных округах, в глубинке, знают своих кандидатов в лицо и сами, без прогнозов и пожеланий правительства области, разберутся, за кого голосовать. Но если бы правительство области вовсе не представляло себе сегодняшнюю кадровую ситуацию в местном самоуправлении, согласитесь, это было бы неправильно. Могу сказать, что эта ситуация стабильна, и это косвенно говорит о неплохой работе глав поселений и местных депутатов. Около семидесяти процентов ныне работающих глав и депутатов примут участие в осенних выборах, и с немалой долей вероятности можно предположить, что многие из них будут повторно избраны. На мой взгляд, это признак доверия населения. На выборы идут главы только двух районов – Гаврилов-Ямского и Рыбинского, остальные – главы сельских поселений и депутаты. Большинство из них зарекомендовали себя как адекватные руководители и творчески мыслящие хозяйственники. Поэтому главным новшеством станет разве что ожидаемый приток молодых кандидатов. Молодёжь в сёлах и районных центрах стала больше интересоваться политикой, и это опять же кажется мне подтверждением того, что область развивается, что политика правительства области обеспечивает социально-экономическое развитие даже в непростых условиях кризиса. – Как выглядит в вашем представлении гипотетически идеальный (или близкий к идеалу) глава поселения? Каковы его биография, партийная принадлежность, профессия, опыт работы, возраст и т. д.? – Ответ короче некуда: тот, кто оперативно и профессионально откликается на просьбы и нужды населения. Тот, кто хочет и умеет помогать людям, своим избирателям. Это – главный критерий оценки. По данным правительства области, сегодня наибольшей популярностью у избирателей пользуются кандидаты в возрасте от 40 до 50 лет, как правило, мужчины с высшим образованием. Отмечено, что чем ближе к земле, тем большим авторитетом пользуются женщины, среди глав районов женщин единицы, а на уровне глав сельских поселений – 42 процента. Но повторю – ситуация может измениться, поэтому постоянного, как бы «законсервированного» портрета «идеального главы» нет, и быть не может. – В последнее время читатели нашей газеты отмечают некоторое снижение интереса к должности главы поселения как таковой, а также и к возможности работать в местных собраниях представителей, говорят о снижении количества желающих выставлять свои кандидатуры на выборы. Так ли это, и если да, то с чем это связано? – Нет, не так. Явка на местные выборы в целом по России действительно традиционно ниже, чем на выборы регионального и тем более федерального масштаба. Причина, возможно, в вековой психологии русского человека, привыкшего уповать именно на высшую власть – царя, президента… Однако никакого снижения интереса ни «в последнее время», ни ранее не отмечено. Напротив, на прошлых выборах в Угличе на 20 депутатских мандатов претендовали 68 кандидатов. Так что интерес к возможностям местного самоуправления не остыл. – Некоторые главы поселений критикуют ФЗ-131, утверждая, что закон в процессе адаптации «скорректирован» процентов на семьдесят, и сегодня власть сосредоточена на уровне администраций районов, а главы поселений не обладают реально влияющими на хозяйственную жизнь поселений полномочиями. Насколько, на ваш взгляд, верны эти высказывания? – Закон есть закон. Может быть, кому-то не нравятся правила дорожного движения, их тоже будем критиковать? Продолжая «автомобильные» сравнения, замечу: водитель, умеющий попадать в «зелёный коридор», т. е. успевать к светофорам вовремя, едет быстрее и доволен жизнью. А неловкий или неопытный шофёр стоит на каждом перекрёстке и клянёт тех, кто «не там расставил» светофоры. Не те ли главы, у которых непорядок в хозяйстве, критикуют ФЗ-131? Закон корректировался долго, с учётом анализа правоприменительной практики, в соответствии с вызовами времени. Например, в мае 2009 года введено право отзыва с должности главы как депутатами, так и вышестоящими руководителями. По-моему, эта поправка к закону существенно повышает ответственность глав перед народом. – Какие материально ощутимые выгоды уже дало сокращение числа сельских поселений в Ярославской области? – Слияние восьми поселений дало материальный эффект более десяти миллионов рублей, но деньги в данном случае не главное. Во–первых, люди, жители поселений, проголосовали за слияние, которое осуществлено ради их удобства. Во-вторых, даже самый поверхностный анализ сегодняшних социально-экономических процессов ясно доказывает – изменился вектор развития в целом. В любой области жизни современной России центростремительные силы побеждают центробежные, раньше все стремились «разбежаться», сегодня хотят соединиться. Это требование времени, и дальновидные руководители обязаны с ним считаться. А умение понять требования времени и ответить на них важнее десяти, да и вообще скольких угодно, миллионов. – Продолжается ли оптимизация системы местного самоуправления, или ФЗ-131 можно считать окончательно адаптированным к реальной жизни, работающим в полную силу? Есть ли какие-либо проекты или идеи по дальнейшему реформированию системы местного самоуправления? – ФЗ-131 – растущий, живой организм, как, впрочем, и любой хороший закон. Те или иные изменения, которые могут быть в него внесены, зависят от социально-экономической ситуации в муниципальных округах. Перечислять успехи не очень интересно, но раз уж вы спросили, кратко напомню: очищенная река Трубеж в Переславле, открытие «Волжской Ривьеры» в Угличе, создание пожарной дружины в Некрасовском, частный газопровод под Шачеболом, праздник 300-летия Полтавской битвы в селе Великом… Недостаток всех этих успешно осуществлённых проектов лишь в том, что речь идёт в основном о победах районного масштаба, на уровне районов, и многие из них как бы приурочены к праздникам. А смысл дальнейшего развития в том, чтобы росло число успешных проектов, реализованных на уровне поселений. И чтобы каждый проект, будь то гостиница или газопровод, был не эффектным финалом, а очередной «серией» фильма «Развитие». И с продолжением. – В связи с финансовым кризисом ранее принятые долгосрочные планы социально-экономического развития районов и тем более поселений стали невыполнимыми. Ведётся ли их корректировка, где и как? Проще сказать – как жить? – В китайском языке есть два иероглифа, переводящиеся на русский словом «кризис». Один из них – иероглиф «беда, несчастье», второй – иероглиф «возможность, шанс». Корректировка докризисных программ социально-экономического развития, конечно же, идёт, но полностью рассказать о ней в формате одного интервью не удастся. Главный смысл – теперь будут давать не рыбу, а удочку, ставка будет сделана на инициативных людей. Из направлений бизнеса перспективным мне кажется развитие туризма, связанное с приближающимся тысячелетием, и частная торговля качественными продуктами питания, тем же молоком. – Какие районы и поселения области, на ваш взгляд, находятся в наиболее сложном социально-экономическом положении, а какие являются лидерами? – Не скажу, не хочу людей обижать. Главы поселений очень ревниво относятся к успехам и неуспехам друг друга. Информацию о достигнутых показателях мы размещаем на сайте, каждый может сравнить и подумать. А раздавать «ярлыки» не стоит. – А вот в Уставе Брейтовского района совсем недавно найдено около сорока несоответствий федеральному законодательству. Также именно Брейтовский район чаще других критикуют за недочёты в хозяйстве. В каких ещё районах и поселениях местная власть «недорабатывает»? Есть ли у областного правительства рычаги воздействия на «неудачных» глав районов и поселений? – Вышестоящий руководитель, например, губернатор, может просто отозвать главу поселения, снять его с должности. Кажется, достаточный «рычаг»? Однако пользоваться им, рубить сплеча вряд ли стоит. Ближайшее выездное заседание правительства области состоится в Брейтовском районе. Это ответ на оба вопроса – и по поводу брейтовских неурядиц, и по поводу «рычагов воздействия». Состоится предметный и, смею надеяться, доброжелательный и конструктивный разговор с конкретными выводами и последствиями. Дело не в «недоработках», не в том, кто хуже или лучше. Главное – создать условия развития, и мы на это вполне способны.
Читайте также
27.12.2012Сложную проблему можно решить. Если поставить цельАлександр Китаев семь лет является главой Рыбинского района, территория которого успешно развивается. Сумев наладить конструктивные отношения с главами
03.11.2009Сюрпризы второго тураИзбирательная кампания закончена – подведены итоги второго тура муниципальных выборов в шестнадцати поселениях Ярославской области.
13.10.2009За себя голосуем, за жизнь свою11 октября, в единый день голосования в регионах России, в Данилове выбирали главу городского поселения. Выборам предшествовала продолжительная упорная
13.10.2009У истоков многопартийностиМуниципальные выборы состоялись. По мнению председателя областной избирательной комиссии Галины Степенко, прошли они грамотно и организованно.
21.05.2005Лучше избирать, чем назначать
Комиссия по законодательству рекомендовала облдуме не отменять прямые выборы глав 13 городских и 71 сельского поселения. Они уже назначены на 2 октября,