Людмила Владимировна Горюнова почти всю жизнь проработала в роддоме на Волжской набережной медсестрой в палате для новорождённых. Через её руки прошла едва ли не половина современного населения Ярославля. Галина Сергеевна Кочешкова была шлифовщицей Ярославского моторного завода в лучшие для предприятия годы, когда двигателями «ЯМЗ» оснащались практически все большегрузные автомобили огромной страны и ещё 54 стран мира. Валентина Фёдоровна Евграфова тридцать четыре года заведовала лабораторией государственной хлебной инспекции и кормила нас всех хлебом.
Все они живут в самом центре города. «Центрее» быть не может: улица Кедрова, 4а, до Волжской набережной две минуты. Дом старый, ещё дореволюционной постройки, квартиры коммунальные, но и они, и их соседи живут здесь больше тридцати лет, а Валентина Фёдоровна
почти пятьдесят. К юбилею им обещали отремонтировать отопление и канализацию, и всё тут должно было остаться как прежде: тесновато, но уютно – чисто вымытые крашеные полы, крошечный зелёный дворик под окнами.
Беда пришла оттуда, откуда не ждали.
К дальнему краю их дворика примыкает парк Дружбы (бывший парк моторного завода). До поры до времени довольно запущенный, он в это лето преображается на глазах. Появились роскошные клумбы, сейчас в нём прокладывают новые дорожки, строительные машины утюжат землю, благоустройство в самом разгаре.
В глубине парка, там, где он переходит в квартал жилой застройки, поднялся новый пятиэтажный дом. Он ещё не заселён, но совсем готов, вот-вот начнут подъезжать машины с мебелью. Только как они сюда подъедут – вопрос.
Главным фасадом новый дом обращён в парк, а тыльной стороной – во дворы домов, стоящих по улице Кедрова. Через парк, как во время строительства, к дому подъехать будет нельзя. Начали делать проезд со стороны улицы Кедрова.
Проблема в том, что этот проезд стали прокладывать по абсолютно непроезжей территории. Между домами, построенными лет двести назад, машина «скорой помощи» или, не дай бог, пожарная ещё пройдут. Такое ведь случается не каждый день. А вот грузовым машинам и даже легковым сюда забираться никак нельзя. Ехать придётся буквально в двух шагах (я сама мерила) от окон. Дом 4а и соседний номер 4 от времени вросли в землю, первые этажи превратились в полуподвалы, и их окна начинаются в полуметре от поверхности.
Представьте, если бы вровень с вашими окнами устроили проезжую дорогу! Единственную, подчеркнём, к новому дому, где в каждой квартире будет своя машина, а то и не одна.
Жители представили и встали на пути бульдозера, когда тот начал снимать первый слой грунта под будущий проезд.
– Если не прекратите, я лягу прямо здесь, перед вами, – пригрозила одна из женщин.
– У нас проект, – гордо отвечали мастера «Спецдорстроя».
– Покажите!
– Он в офисе.
– Не позволим! Мы здесь хозяева.
К чести дорожников, они предпочли не накалять обстановку дальше и убрались с глаз долой от возмущённого народа.
Корреспондент «Северного края» застала следы несостоявшегося дорожного строительства (на снимке), а с другой стороны дома встретился и сам директор «Спецдорстроя» Сергей Альбертович Гуркин.
– Мы занимаемся не строительством, а благоустройством, – уточнил он. – Проезд к дому со стороны улицы Кедрова предусмотрен проектом. Будет другое решение – выполним его.
Автор проекта – Елена Александровна Богородицкая, архитектор известный, один из самых опытных в городе.
– Есть нормы, всё делается по нормам, – отвечает она в ответ на звонок из редакции. – Проект проверял департамент строительства. Проезд к новому дому был предусмотрен нами с улицы Советской.
Впрочем, поясним читателям, есть ещё такая стадия проектирования, которая называется «рабочий проект». Это более подробная разработка всех разделов проекта с упором на инженерную сторону дела. К началу строительства на выбранной площадке могут произойти изменения, открыться новые факты или возникнуть варианты, более выгодные экономически. В результате рабочий проект может в чём-то отличаться от первоначального.
В поисках ответа, кто перенёс проезд к новому дому с улицы Советской на улицу Кедрова и почему, обращаюсь в институт «Гипроприбор», где выполнялся рабочий проект.
– Это вопросы к заказчику, – переадресует нас в свою очередь начальник отдела Владимир Игоревич Островский. – У нас было всё согласовано.
Новый дом строит жилищно-строительный кооператив «Кедров». Заказчик – МУБиНТ. Единственный, кто может ответить на наши вопросы, как сказали там, – ректор Валерий Сергеевич Иванов. По причине того, что он сейчас в отпуске, его резонов в пользу того, почему проезд к дому планируется не по проекту, а в совершенно неподходящем для него месте, мы привести не можем. Попробуем разобраться в доводах противоположной стороны.
Обратимся к строительным нормам и правилам, которые специалисты не имели права проигнорировать, когда дом проектировался и строился. В соответствии с пожарными нормами, говорится в этом документе, «расстояния от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать пять – восемь метров для зданий до десяти этажей включительно». Коварные словечки «как правило», которые вроде бы допускают варианты, на самом деле означают, что к глухим стенам это не относится, по поводу чего тоже есть разъяснение.
Итак, пять – восемь метров, а от дома 4а до предполагаемого проезда всего два.
Есть ещё санитарные нормы. Ими установлен предельно допустимый уровень шума, задымлённости, вибрации. Соответствующие измерения может сделать Роспотребнадзор, но для этого, насколько я понимаю, проезд к новому дому должен быть уж построен, чего люди решительно не допускают. Во время строительства нового дома в отсутствии всякой дороги тяжёлые грузовые автомобили здесь иногда проезжали, и жители показывают трещины на потолке и стенах, оставшиеся после этого. Что же будет дальше?
Хозяин одной из квартир Константин Викторович Мастаков обращает наше внимание и на то, что большинство квартир и комнат в доме приватизировано. Остальные – в процессе.
– Мы, собственники квартир, имеем исключительное право на приватизацию земельного участка под своими окнами. В наших обращениях, направленных в различные органы, есть ссылки на соответствующие статьи Земельного кодекса Российской Федерации. Дом включён в программу оформления земельного участка на Кадастровый учёт. Оформлено межевание участка нашего двора.
Таким образом жители старого дома не просто «качают права», они хотят жить по закону. В принципе наши законы стоят на страже интересов граждан. Но только в принципе. Когда доходит до конкретики, почему-то находятся причины, чтобы истолковать тот или иной закон не в пользу обычных людей, а как удобнее очередному заказчику.
Скандалы вокруг строительства новых домов, которые буквально втискивают между старыми, сопровождают едва ли не каждую стройку в центре города. Пора бы властям принять на сей счёт какое-то принципиальное решение. Да, земля тут дорогая, и плотность существующей застройки бывает невелика, по крайней мере формально. Да, проезд с улицы Кедрова короче и соответственно дешевле, чем с Советской. Но права людей, поколениями живущих на этой земле, должны стать приоритетом. Должны уважаться. К сожалению, очередная коллизия, которая развертывается сейчас перед нами, свидетельствует об обратном.