Мальчишки его поры жили вольно – предоставленные самим себе. Николай Александрычев вспоминает о недавно ушедших родителях:
– Отец, прошедший всю войну, вкалывал с утра до вечера. И мать всё время на работе. Если что нужно было, мне просто оставляли записки: сделай то-то, сбегай в магазин за тем-то…
Так что, можно сказать, ребятня со Всполья жила своей, отдельной от взрослых, беззаботной жизнью. Воспоминание из глубин памяти: он с дружками – кому пять лет, кому ещё меньше – с раннего утра пропадают на реке. Возвращаются – уже смеркается, одиннадцать часов вечера. И слышат по станционной связи на всю дорогу: «Блокпост такой-то, не видели ребятишек?!»
Мать, Екатерина Александровна, работала на железной дороге. Радиомеханик, обслуживала связь между блокпостами. Отец, Алексей Иванович, несмотря на образование в шесть классов, доработал до начальника транспортного цеха. Николай Алексеевич признаётся:
– Меня особенно никто не воспитывал. Мне достаточно было одного взгляда отца, его личного примера. Помню, соседские тётеньки, оставшиеся без мужей, приносили какие-то замки, самовары, керогазы. И он вечно что-то чинил, паял. Я тоже в этой жизни могу многое делать. Все навыки – от отца. Дачу вместе построили – старенький дом до сих пор в совхозе «Молот» стоит, сестра там хозяйничает.
Работать по-настоящему четырнадцатилетний Николай пошёл в седьмом классе: мечтал заработать на приёмник «Альпинист». На стройке убирал мусор, красил, даже сварке научился! На полученную зарплату в сорок рублей купил-таки вожделенный приёмник. Через год поставил цель – заработать на костюм. Сам бы не смог, да родители пообещали помочь – добавить к заработанному. Так что летом не гулял без дела. Зато обучился кой-чему – потом мог бы работать и каменщиком, и штукатуром, и электриком. И друзья у него были все – рабочие.
Трудно представить экс-директора ОАО «Автодизель» в образе парнишки в заляпанных краской штанах и майке, с кистью или мастерком в руках на стройке. Что за волшебные крылья помогли совершить сыну простых рабочих такой взлёт? Амбиции или что-то ещё? Николай Алексеевич не скрывает:
– И амбиции. Они у меня всегда были. К тому же мать очень хотела, чтобы я получил высшее образование. Сам я собирался в техникум, а потом – работать. Вон, говорил матери, на моторном по 220 рублей получают…
Любопытно, что высокую карьеру первой пообещала юному Николаю учительница истории: станет, дескать, Александрычев главным инженером. Почему, откуда знала? Может, потому, что он в школе был закопёрщиком в среде мальчишек. Чуть что случится – искали его. Раз Александрычев тут вертелся – значит, это его рук дело.
Нужно заметить, что, помимо истории и математики, по которым Николай имел хорошие оценки, остальные предметы не вызывали у него интереса. Соответственно и средний школьный балл вышел 3,7… Тем не менее, следуя увещеваниям мамы, поступил в Ярославский политех. Причём с первого раза! Удивительно то, что его однокашники с пятёрками в аттестате не все смогли поступить. Секрет, он сам считает, в том, что можно быть отличником и не суметь мобилизоваться на экзамене. А он смог.
И слова учительницы быстро сбылись. Сам Александрычев думает: это из-за того, что он «жаворонок». Даже сейчас, работая в Думе, встаёт в шестом часу. Вот его одинокую фигуру, маячившую в цехе в утренних сумерках, и заприметил тогдашний директор моторного завода Анатолий Добрынин. И, оценив результаты работы молодого специалиста, назначил его заместителем начальника инструментального производства – это четыре цеха и 1600 работников. А человеку было всего 26 лет!
Спустя несколько лет молодой руководитель прошёл, можно сказать, боевое крещение перестройкой. Был избран председателем совета трудового коллектива. Сейчас значение этой структуры забылось, а тогда сам генеральный директор не мог подписать ни одного важного документа без согласия СТК. Чуть не до стычек доходило во время обсуждения тарифов, прибавок и надбавок к зарплате. Демократия!
Вспоминая о том времени, Николай Алексеевич хмурится:
– На заводе образовалась неформальная группа, подбивали людей иногда на справедливые, иногда на нереальные требования. Например, чтобы не работать в субботу – у нас тогда был лишь один выходной в неделю. Или: выбирали руководителей заводских цехов по принципу «я хочу Иванова, он домой с работы раньше отпускает!». Такой принцип выборов был бы жёстким ударом по производству.
Приходилось садиться за стол переговоров, убеждать, находить точки соприкосновения. Однажды во время выборов генерального директора (им стал Виталий Долецкий) на собрании, где присутствовало шестьсот человек, просидели-провыступали двенадцать часов подряд! До хрипоты. Выбрали! То же происходило и при выборах других руководителей. Тем не менее где-то 95 процентов избранных тогда начальников, считает Александрычев, показали себя с лучшей стороны.
Демократия во всей своей красе шла по нарастающей. В 1993 году СТК уже не было – настало время стачкомов.
– И тогда молодой заместитель генерального директора занялся политикой?
– Политика началась в цехах. Это был пик забастовочного движения. Палаточные городки, завод стоит, работать никто не хочет. Росли долги предприятию со стороны белорусских потребителей, не выплачивалась как следствие и зарплата. В 1998 году выпустили 22736 двигателей – раньше по сто тысяч делали, – продолжает Николай Алексеевич. – Ситуацию расшатывали неформальные лидеры. А их, думаю, дёргали за верёвочки из-за рубежа. Помню, ходишь по цехам, убеждаешь людей заняться делом, следом стачкомовцы: «А вы чего работаете?»
Но уже с 1999 года узелки стали развязываться: приступили к осуществлению первого российско-белорусского проекта по дизельному автомобильному строительству и выпустили тогда уже 37 тысяч дизелей. С 2000 года завод начал работать стабильно.
Свой опыт управления предприятием и трудовым коллективом Николай Алексеевич подытожил в кандидатской, а потом и в докторской диссертациях.
Главное, была создана команда, которой, по словам Александрычева, ничего не нужно объяснять и не нужно проверять – работает как часы.
– С этой командой я проработал более семи лет. Всем им очень благодарен. Спасибо нынешнему директору Виктору Сергеевичу Кадылкину – сохранил её.
С марта 2008 года депутат Александрычев начал постоянную работу в областной Думе. Его стезя – решение вопросов социальных. Он ведёт приём как депутат, заместитель председателя Думы, а также как руководитель общественной приёмной Путина.
– С какими проблемами в основном приходят люди?
– К великому сожалению, очень много жалоб на равнодушие чиновников. Мое мнение: чиновник – он для народа, так как живёт на его деньги. Иногда, если он не может помочь по объективным причинам, то поддержать человека, пришедшего за помощью, дать ему необходимую информацию обязан! У нас же к некоторым власть имущим просто не попасть. Жизненный опыт говорит: у человека в силу его природы глаз замыливается. Перешагнул он один раз через проблему, второй раз её попросту не заметил. Существует мнение, что два срока по пять лет вполне достаточно. Безусловно, есть выдающиеся руководители, которые могут работать десятилетиями. Но чаще всего ротация необходима. Должна быть зона конфликта, критика должна быть. А если запоют дифирамбы, значит, всё…
– А вы как к критике относитесь?
– Нормально. Всю жизнь, и когда директором был, и сейчас. Критика – это хорошо, но должна быть обратная связь. Иначе замечания не дойдут до руководителя. А многие из них хотели бы знать, что в адрес руководителя раздаётся, но приближение их окружило и держит как в коробочке. Правильно делает губернатор: сам идёт на стройки, ездит по районам…
– Николай Алексеевич, давайте отойдём от обсуждения проблем и поговорим о личном. Что читаете, какие передачи и фильмы смотрите?
– С детства люблю фантастику. Помнится, допоздна читал с фонариком под одеялом «Туманность Андромеды».
– Почему фантастику?
– Даёт возможность от реальности оторваться. Я и детективы люблю, только психологические – те, где много человеческих отношений. С удовольствием читаю книги на исторические темы.
– А классику?
– Конечно, Драйзера – «Финансист», «Титан», «Стоик». Его «Гения» перечитал три раза! А из фильмов люблю хорошие, добрые, старые.
– А телепередачи?
– Конечно, то, что идёт по каналу РБК. Слежу за биржевыми индексами, ценами на цветные металлы и нефть.
– А зачем вам металлы?
– Цены на них говорят о том, как жить будем. Растёт потребление металлов и нефти, значит, работают предприятия, за ними поднимется социальная сфера, и мы с вами будем спокойно ходить по улицам…
– Ясно, а кроме книг и телевизора… Охоту любите?
– Честно говоря, нет. Мне кажется, с ружьём на безоружного зверя – это не совсем правильно…
– Но у вас есть собачка-миттельшнауцер и кошка. Они-то как к охоте относятся?
Мой собеседник улыбнулся:
– Ловят, да ещё и приносят. Собака – кротов, а кот – мышей.
– Вы, кстати, по зодиаку Лев?
– Лев!
– Готовитесь к прыжку? Вы ещё молоды, к тому же амбиции…
– Почему именно к прыжку? К работе я готов всегда...
Родился 5 августа 1954 г.
Закончил 25-ю школу и стал студентом Ярославского политехнического института – 1971 г.
Начал работать на Ярославском моторном заводе в должности инженера-технолога – 1976 г.
Депутат Государственной думы Ярославской области – 2004 г.
Генеральный директор ОАО «Автодизель» – 2005 г.
На постоянной работе в должности заместителя председателя Ярославской областной Думы с 2008 г.
Марина Бабанкова | 09.11.2011 в 00:28 | ответить0
Николай Алексеевич, никогда, ни к кому не обращалась за помощью — наверное, это время пришло. Так сложились обстоятельства, что мы с сыном(12 лет, д.р.05.08.1999 года) можем остаться без жилья. Нас пытается выселить из квартиры муж старшей дочери(сотрудник полиции); на судебные тяжбы с ними нужны деньги — а их взять негде. Я работаю на ЯМЗ уже 25 лет, специалист с окладом в 9290 рублей и на сына пенсия по утере кормильца — 4840 рублей. Очень прошу помогите, хотя бы советом — как поступить правильно. С уважением, Бабанкова Марина, инженер-технолог 2 категории УГТ ОАО«Автодизель».
Виктория Г. | 09.11.2011 в 10:31 | ответить0
Уважаемая Марина! Обратитесь, пожалуйста, по телефону 305043 к помощнику Н.А. Александрычева, запишитесь к нему на приём, обращение нужно заранее подготовить в письменном виде.