пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 30 июля 2009

Что делать – знаем, да делатель не готов

Бравый усач-постовой, герой памятника у Романовской заставы, прошлогодний ярославский новосёл, не иначе как пришёлся горожанам по душе: прохожие заботливо подсыпают ему в трубку табачку. Авторское название памятника - «Постовой у Романовской заставы» - имеет отношение к истории Ярославля и проблемам нашей куда как занимательной городской топонимики.

автор Юлиан НАДЕЖДИН    фотограф Вячеслав ЮРАСОВ

 

Застава-невидимка
Повод снова заглянуть в это редакционное досье дала публикация «Новые старорусские города и улицы» (см. номер за 17 июля). Речь там идёт о городке Старая Русса в Новгородской области, том самом, что стал, как утверждают филологи, прототипом Скотопригоньевска из романа Достоев­ского «Братья Карамазовы». Даже сохранился дом, где по роману находился трактир «Столичный город» - одно из любимых мест Мити Карамазова.
Да, так мы о постовом. Из его полевой сумки выглядывает старинный свиток. На нём можно прочесть: «1778 год». Напоминает дата о принятом в этом году «Регулярном плане Ярославля» - его изучают в вузах будущие архитекторы и проектировщики как выдающийся памятник отечественного градостроительства. Именно на его картах впервые появились центральная Ильинская площадь с плац-парадом, лучевыми улицами, ведущими к храмам и крепостным башням, четыре заставы на главных торговых дорогах к Романово-Борисоглебску Угличу, Вологде и Москве.
Только вот прибыл наш постовой к месту государевой службы вовсе не к Романов­ской заставе, чьё точное местоположение (примерно на повороте с нынешнего проспекта Октября к больнице имени Соловьёва) подсказывают, например, дореволюционные открытки, а по странному адресу: у перекрёстка проспекта Октября с другим - имени Владимира Ильича Ленина. Причём, этот многолюдный и небезопасный для пешеходов особенно в часы пик перекрёсток у нас, напомним, не безымянный. После установки в 1972 году наискосок от клуба «Гигант» бюста родоначальника научного коммунизма стал он площадью имени Маркса.
Вопрос, нужна ли Ярославлю эта несуществующая в жизни площадь, где никто не живёт, не работает, не раз обсуждался в городской топонимической комиссии. Но снова и снова, если помните, над здравым смыслом брала верх лукавая политкорректность: не трогайте отца-основателя, пусть всё остаётся как есть, дабы «не разжигать страстей».
Спутником журналиста в экскурсии по Старой Руссе стал профессор Михаил Горбаневский, автор термина «географический большевизм», участник только что прошедших в Общественной палате по сохранению культурного и духовного наследия дискуссий на тему «Слом эпох, или как поступать с советским наследием на наших улицах?»
Впечатления у профессора от Старой Руссы такие: «То, что город действительно стал жертвой топонимического культа советской эпохи, становится ясно сразу». И дальше идёт перечисление улиц с названиями, такими до боли знакомыми нам и по ярославским-рыбин­ским-даниловским и т. п. аншлагам: Карла Либкнехта, Розы Люксембург, Клары Цеткин, Воровского, Нахимсона, Свердлова, того же автора нетленного «Капитала» - в Ярославле есть не только площадь, но и улица его имени.
Задним числом крепко достаётся в статье безымянным инициаторам тех давних переименований, «политически конъюнктурных и спекулятивных». Что делать? В принципе, о том теперь и спорить как-то неловко: ясно - восстанавливать исторические наименования. Давались они на века - по названиям городов, больших рек, монастырей и храмов, ремесленных общин, торговых путей, по особенностям ландшафта и всего того, что наши предки называли «духом места».
Знаем, знаем же, что делать. Только вот, как всегда у нас, делатель не готов.
Этот непонятливый электорат
Нашла коса на камень, что в Старой Руссе, что в Ярославле. На вопрос гостей о видах на будущее мэр Старой Руссы вымолвил, как отрезал: «Мой электорат меня не поймёт». Да и не до того, дескать, простому люду - сами народ спросите. «Лучше бы они улицы перемостили, чем переименовывали, - на живом глазу ненароком поддакнул электорату таксист Сергей. - Вазовской подвески хватает на месяц».
Кого интересует цена вопроса, найдут в публикации примерные выкладки в рублях. По подсчётам автора статьи, для обеспечения жилого дома средней этажности новыми номерными знаками и указателями на подъездах нужно около двадцати тысяч рублей. На мероприятия по переименованию улицы из полусотни домов, если накругло, потребуется миллион. Не считая замены дорожных указателей, адресов в паспортах граждан, учредительных документов компаний, на той условной улице зарегистрированных.
Расчёты очень сомнительные. «Северный край» несколько лет назад проводил соб­ственный анализ возможных затрат: цифры получались раз в двадцать меньше. Была бы добрая воля, деньги найдутся. А вот о чём есть смысл с автором точно поспорить, так это с его опрометчивым утверждением о том, что якобы совсем и неважно, на какой улице жить - Карла Маркса или Скотопригоньевской, на качество жизни сие, дескать, не влияет. Смотря что понимать под «качеством жизни». Если бездумную, так называемую «растительную жизнь», то, может быть, и не влияет.
А если хотя бы из любознательности иногда утруждать себя вопросами, кто мы, откуда и зачем на свет Божий появились, то оказывается, нам отнюдь не безразлично, что через дорогу от нашего дома с утра до вечера колет глаз аншлаг с именем, за которое стыдно - за ним чистки, ГУЛАГ, железный занавес.
Мы всё это, и не однажды, обсуждали на страницах «Северного» на примерах нашей разудалой топонимики. У нас на одном аншлаге собрано и старое, и новое, добро бы на равных - мол, выбирайте, граждане, как улицу желаете называть. Может, действительно наш многомудрый горсовет в начале 90-х таким манером и «сэкономил на переименованиях». Но ведь наши реформаторы, ни с кем не советуясь, разом сделали собственный выбор.
Советской символике отвели роль истины в последней инстанции, а всё остальное, в том числе и самые ранние исторические названия в старом посаде - Соборной, Ильин­ской, Семёновской площадей, Власьевской, Духовской, Дворянской, Большой Угличской улиц, Казанского бульвара - «уважили» уничижительной пометкой «бывш.»
Как разжаловали наркома
Читая уличные указатели в окраинных районах города тоже не соскучишься. Вот один из самых индустриальных - Ленинский. Там и старые, и новые улицы - сплошь именные. Названия получали они к очередным круглым датам, партсъездам или просто в угоду чьим-то разгулявшимся чиновничьим амбициям. В этом районе есть улицы Менжинского, Карла Либкнехта, Розы Люксембург. А ещё - Воинова, Кудрявцева, Куропаткова Н. Ф. - улица плюс два переулка.
Если про Менжинского ещё можно что-то найти в словарях, то чем именно прославились пусть даже и несомненно достойные нашего уважения товарищи Воинов, Кудрявцев, Куропатков - большой вопрос даже для старожилов. Тогда как улица Воинова после революции была Больничным проездом, потому что вела к нынешней Соловьёвской больнице. Улица Кудрявцева называлась Большой Даниловской - выводила к дороге на Данилов. Улица Куропаткова имела адрес ещё понятней - посёлок Норское.
Наши предки знали меру в таких делах. До 1917 года в Ярославле была только одна именная улица - Екатерининская, в честь Екатерины II. Но не по титулу назвали, а за благородный поступок императрицы: внесла свой вклад в обустройство дома призрения ближнего, что выстроен был на этой улице. Не сказать, что мы тех уроков уж совсем не помним. В приложении к действующему постановлению мэра «О едином порядке присвоения и регистрации адресов объектов недвижимости» есть такое вполне разумное уточнение: «Присвоение именных названий должно быть не правилом, а исключением».
Золотые слова, восстанавливать справедливость тоже надо с умом. Хватило же его, когда ещё в перестройку «разжаловали» главного воинствующего атеиста Страны Советов Емельяна Ярославского. Улица его имени прямиком приводила к храму - вернули Большой Фёдоровской её первородное имя. Позже поступили так и с площадью имени наркома Подбельского. Снова стала она Богоявленской.
Подаём, стало быть, добрый пример! Жаль, что такие счастливые случаи у нас у самих-то, увы, редкостные исключения из правила.
Между тем есть у города долги перед собственной долгой-долгой историей. Их много. Об одном из них напомнила наша читательница, врач-терапевт с 45-летним стажем Наталья Кузнецова. Когда эти заметки готовились к печати, в редакцию пришло её письмо - отклик на публикацию «Почему был забыт король тарана?» (в номере за 18 июня).
Начала она с воспоминаний: «В 1943 году мне было шесть лет, жили мы с родителями в деревянном доме на углу Республиканской и Совет­ской улиц. До сих пор отчётливо помню бомбёжки нашего города. Пережидали их в доме, на месте которого теперь стоит банк. Дом был каменный, но весь ходил ходуном: вой, грохот и незабываемый страх».
«Убеждена, - пишет дальше Наталья Валерьевна, - в том, что мы живы, живём в красивом любимом городе с необыкновенными памятниками культуры и старины и что сейчас готовимся к его 1000-летию - великая заслуга лётчика-героя Амет-хан Султана. Совершенно солидарна с газетой: спасая наш город, он ставил на кон собственную жизнь. Считаю, Амет-хан Султан достоин и звания почётного гражданина Ярославля, и улицы своего имени, и памятника. И чтобы всегда были цветы на его постаменте - от благодарных жителей Ярославля».
Сама того не ведая, наша читательница избавила газету от неблагодарной заботы - в очередной раз призывать к здравомыслию людей с короткой памятью. Просто, как сумела, дала понять, что такое, в том числе и проблемы нашей топонимики, с точки зрения нормальных людей.

P.S. Приглашаем читателей к обсуждению затронутых в статье темы на сайте sevkray.ru. Ждём ваших писем.

 

Читайте также
  • 22.12.2012 Советской площади в Ярославле вернут историческое название Советскую площадь в Ярославле могут переименовать. Эту идею поддержала городская межведомственная комиссия по наименованию объектов улично-дорожной сети.
  • 08.06.2012 Кто же такой этот Кедров?В прошлом номере «Северный край» рассказывал о предложении министра культуры Владимира Мединского переименовать улицы, которые носят имена
  • 05.07.2005 А может быть, Ушаковская набережная? Полгода назад «Северный край» предложил читателям обсудить тему, на которую так или иначе давно дискутируют в городе. Не стоит ли воспользоваться приближающимся
  • 15.01.2005 Не стреляйте в прошлое На страницах «Северного» вновь развернулась дискуссия о названиях улиц и площадей города. Каждый отстаивает свою точку зрения и приводит доводы, поддерживающие
  • 03.11.2004 Как вас теперь называть? Предлагаю к 1000-летию города вернуть исторические названия улицам. И вообще привести в порядок всю топонимику – в ней столько несуразиц.
  • 28.04.2002 Возвращение в СССР? Депутаты Государственной Думы РФ всерьез рассматривают возможность переименования СНГ в СССР – Союз свободных суверенных республик. Соответствующий запрос
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Праздник на улице ТруфановаПраздник этой улицы, при том, что в этом году ей исполняется 25 лет, мог бы остаться и не очень заметным
  • Как бомж Мухтар стал Мальчиком Эта история в рыбинском микрорайоне Веретье началась нынешним летом. В один из жарких июльских дней на
  • Здесь защитятКупленные в дорогом бутике туфли развалились на второй день носки, а продавец отказывается вернуть вам