Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
Пешеходную часть Волжской набережной одевают плиткой - процесс уже привычный в Ярославле, желающих понаблюдать за ним немного. Однако в тот день здесь останавливались практически все. На краю набережной в каком-нибудь шаге от решётки гружённый гравием грузовик провалился едва ли не до половины кабины.
Татьяна ЕГОРОВА Наталья БОРОДИНА
Очевидица, Валентина Фёдоровна Звонарёва живописала у нас в редакции картину именно так. Очень волновалась. Не преувеличила ли? Но рабочие, которых мы в поисках этого места стали потом расспрашивать, дружно кивали: «Было. Только дальше. Вон там, за беседкой». Мы пришли сюда, когда в злополучном месте уже лежали гравий и «нашлёпка» из асфальта, видимо, для надёжности прикрывающая провал. Рабочие рассказывают: машина провалилась задними колёсами, передняя часть её задралась вверх. Это какой же глубины получилась яма? Точно никто не сказал, можно только представить. Зато добавили: когда мостили набережную по ту сторону памятника Некрасову, машина тоже проваливалась, правда, не так глубоко. - А ещё раньше подходила бабушка и предупреждала, мол, провалитесь, обязательно. Так и случилось. Сейчас грузовики близко к решётке не подруливают. Останавливаются на проезжей части, и всё, что нужно, подаёт рабочим ковшом техника или подвозят тачки - в чём корреспонденты «Северного края» и убедились. Происшедшее можно было бы считать частным случаем, рабочим моментом. Если бы... Если бы похожее уже не случалось в здешних местах раньше. Самая громкая история произошла лет двадцать назад на набережной напротив улицы Кедрова. Прямо у церкви Рождества Христова посреди дороги вдруг осел асфальт, и большая автомашина стала погружаться в яму. Дело происходило перед приездом какого-то большого начальства, власти страшно переполошились, дорогу отремонтировали очень быстро. Но эхо этого случая довольно громко прокатилось по страницам местной прессы. Помню публикации коллег в «Северном рабочем» с попытками разобраться, что и почему, а вслед за тем несколько статей главного инженера треста инженерно-строительных изысканий Александра Михайловича Шисселя. Трест (сокращённо ТИСИЗ) был тогда одной из важнейших частей единого строительного комплекса области. В Ярославле без него не обходился ни один генеральный подрядчик. Как только затевалась очередная стройка, ТИСИЗ получал заказ обследовать территорию будущего объекта с точки зрения геологии: нет ли в том месте подземных речек, пустот естественного или искусственного происхождения, достаточно ли прочным окажется основание будущего дома. Шиссель утверждал, что строителей в городе может ждать множество сюрпризов. Комплексного представления о том, что собой представляет подземный Ярославль, не существует. Обследования проводятся точечно - для каждого отдельного объекта. А что собой представляет геология места в нескольких метрах от будущей стройки, остаётся неясно. В результате дом может встать вблизи русла подземного ручья или рядом с заброшенными и забытыми со временем подвалами. Или даже рядом с подземными ходами, которые есть едва ли не во всех наших церквах. Стоит ли удивляться потом очередному ЧП? Шиссель доказывал: мало локальных обследований, нужна геологическая карта всего Ярославля. Деньги для этого требуются, конечно, большие, у тогдашних властей их не нашлось, нет такой карты до сих пор. Специалисты всегда пытались как-то выйти из положения. Как вспоминает бывший конструктор «Ярославгражданпроекта» и «Гипроприбора» Юрий Алексеевич Козюбенко, который и по роду своих обязанностей, и по душе много лет тесно сотрудничал с ТИСИЗом, была даже попытка составить карту подземных водных объектов на добровольных началах. Но не удалось. Сотрудники отдела реконструкции и застройки Ярославской мэрии Наталья Гаева, Наталья Землянская и Ольга Островская тоже предприняли в своё время подобную попытку - разработали схему природного рельефа древнего Ярославля, геологи и строители стали пользоваться ею, но одной «исторической» схемы явно мало. Уже упомянутый случай с провалом машины на улице Кедрова прокомментировал Юрий Петрович Семко. Он был главным инженером ТИСИЗа после Шисселя, а сейчас в той же должности в ООО «Истренокс» - одной из трёх фирм, возникших в 1990-е годы на развалинах ТИСИЗа. - В результате наших исследований тогда оказалось, что причиной провала стал подземный ход, прорытый во время войны из подвала ГО одного из домов. Позже он был заброшен, забит пульпой, дожди её размыли, и произошло оседание грунта. По словам Юрия Петровича, подземный ход выходил в волжский откос в нескольких местах. Может быть, одно из его ответвлений и стало причиной недавнего ЧП на набережной? Но это уже рассуждения журналиста, специалист таких заключений с ходу не делает. Жаль, у меня наготове ещё одна версия. Недалеко от злополучного места церковь Николы Надеина. По легенде в ней был подземный ход, где купцы Светешниковы прятали своё добро. А возможно, всё прозаичнее. Юрий Петрович Семко и его коллеги знают, где находятся основные водотоки. По ним в период дождей и в паводок в Волгу устремляется большая часть стоков. Не на такой ли подземный поток «наступил» недавно тяжелогруженый автомобиль? А может быть, во всём виноваты грунтовые воды, которые разрушают и без того не изученные подземные глубины и окончательно запутывают картину? К сожалению, архивы, накопленные за многолетнюю историю ТИСИЗа, в значительной степени утрачены. Бесценные документы, в них были результаты сотен, если не тысяч геологических обследований. Они могли бы как пазлы сложиться если не в полную картину подземного пространства города, то хотя бы в его часть. Единого правопреемника ТИСИЗа нет. Вопросами геологии для наших строек занимаются сейчас три ярославские организации, каждая из которых располагает небольшой частью «наследства» ТИСИЗа, из того, что удалось спасти. В процессе работы они обмениваются материалами из архивов друг друга, пользуются архивом городской службы архитектуры, но ни то, ни другое, ни третье не восполняет понесённой утраты. В те самые лихие девяностые одним махом был уничтожен труд ярославских геологов за несколько десятилетий. - Архив ТИСИЗа свалили в открытую грузовую машину и сбросили на складе как макулатуру, - в голосе Юрия Семко и сегодня слышится боль. Пытаясь компенсировать утраченное, бывшие тисизовцы безуспешно стучались во все двери. Но ни городские, ни областные, ни другие организации не проявили интереса к их проблемам. Кроме того, долгое время у них не было допуска к материалам, необходимым для восстановления сгинувшей информации. Прошло время, часть запретов снята, но во властных кабинетах по-прежнему мало кто понимает, чего же эти геологи хотят. А они хотят (и могут!) разработать такую документацию, чтобы нигде ничего не проваливалось - ни на Волжской набережной, ни в других районах города, где, говорят, это тоже случается. Если будут заинтересованность и финансирование, карту подземной части Ярославля непоздно составить и сейчас. Причём всего за год, утверждает Юрий Семко. Появились новые методики, новое оборудование, компьютеры. На самом деле карта - это целый комплект документов с более сложным названием, но не в том суть. Так или иначе, это та самая общая картина того, что у нас под ногами, без которой локальные геологические изыскания под один какой-то объект нельзя считать гарантией того, что с ним ничего не случится. Не осядет пол, не «поедет» стена, не провалится грузовой автомобиль на дороге рядом. Ещё живы специалисты, которые что-то помнят. Пройдёт три - пять лет, и им на смену придут молодые, которым придётся начинать всё с чистого листа. Ещё жива уважительная память о ТИСИЗе - если бы городские и областные власти поддержали идею бывших тисизовцев, это открыло бы многие ещё закрытые двери для сбора необходимых материалов. А пока строим, как раньше, часто не зная на чём. И ездим. Может быть, для начала хотя бы сделать Волжскую набережную после реконструкции пешеходной? Не формально, как до сих пор, когда машины тут сновали во все стороны, а по-настоящему.
Читайте также
17.11.2012По улицам мчатся мальчики-мажоры... Прочитала в газете публикацию «Убит при задержании...» («Северный край», 26 июня 2012 г.) и, как говорится, не могу молчать.
24.10.2012А теперь будем любоваться кривым забором
Хочу высказать своё мнение по поводу так называемого опроса относительно строительства гостиницы на Волжской набережной. Я говорю «так
11.09.2012Как горожане помогали крестьянам кормить горожанИменно так было в течение многих десятилетий. Собирали рюкзаки студенты. Влезали в резиновые сапоги и куртки поплоше работники учреждений и чиновники.
01.07.2005«Северный край» 100 лет назад
АРГЕНТИНА. Российское общество защиты женщин, стремясь к защите интересов русских женщин и девушек в аргентинской республике, издавна бывшей местом сбыта