— Задача выставки — показать связь поколений художников-ювелиров. Именно поэтому в экспозиции представлено и творчество мастеров, чьи работы являются музейными шедеврами, и произведения молодых авторов — членов различных творческих союзов, — пояснила нам концепцию выставки один из её организаторов, заведующая городским выставочным залом Марина Крылова.
Сегодня ювелирными изделиями трудно кого-то удивить: загляните на «пешеходную зону» улицы Кирова и не поленитесь пересчитать все магазины, торгующие серебром-златом — их число давно перевалило за десяток, и это только на одной улице! Однако, только оказавшись в нужинском зале, понимаешь: украшения тоже разные бывают.
Рассматривать знаменитые броши самого Николая Нужина можно бесконечно долго, хоть и прекрасно знаешь каждую из них «в лицо». Но я не устаю удивляться остроте и оригинальности мысли автора и его умению деликатно, с высочайшим профессионализмом воплощать задуманное в материале: превратить в изящное украшение фрагмент молнии-застёжки или пуговицу с ниткой-иголкой (на снимке) мог только настоящий кудесник.
На фоне произведений Николая Нужина всё прочее — уже не то. Вот уж поистине: всё познаётся в сравнении. Мастерская Николая Балмасова поражает имперским размахом: золото и драгоценные каменья расходуются без счёта, без меры. Ювелир Сергей Чирьев тоже скромничать не привык: драгоценных металлов и камней в его украшениях столько, что их почему-то хочется оценивать на вес. Единственная оригинальная деталь — включение в ювелирные композиции плашек эбенового дерева. Поэтому поразительно, на контрасте, смотрится колье москвичей Ольги Бобровой и Николая Табачкова: художники смастерили украшение из каучука и латуни. Мысль автора за блеском бриллиантов не теряется.
В тандеме других ювелиров, супругов Бориса и Юлии Колесниковых, наиболее тонко прослеживается «эхо» творческого почерка Николая Нужина. Это неудивительно: Борис был учеником Нужина. Но вот сочетание креативности идеи и безупречности её исполнения, столь характерные для нужинских произведений, больше присущи Юлии Колесниковой. А придуманная ею пара колец «Лягушка-путешественница» — гуси несут на веточке лягушку — просто великолепна.
После блеска бриллиантов глаз приятно отдыхал на инсталляции ярославской художницы Ольги Волковой. В её основе — оригинальная бижутерия, экспонаты которой куплены на развалах блошиного рынка: дешёвые пластмассовые брошки-вишни, «янтарные» жуки-скарабеи, потускневшие заколки со стекляшками… Всё это было в большой чести у наших бабушек. Вместе со мной странную для ювелирного салона инсталляцию с явным удовольствием рассматривала ещё одна посетительница.
— А вот такая брошка у меня была, и даже не одна: я меняла их в детстве под цвет бантиков в косичках, — с радостью узнавания старого друга она указала на стенд.
Слово за слово — познакомились. Оказалось, что Людмила Антошина на этой выставке не праздный зритель, а полноправный участник. Она тоже ювелир, без малого двадцать лет занимается этим видом искусства. Сейчас у неё небольшая ювелирная мастерская. Людмила говорит, что мелкий ремонт украшений всегда востребован, так что ни простоев, ни кризисов её «производство» не знает.
— Есть ли заказы на авторские произведения при таком обилии ювелирных магазинов в городе? — интересуюсь я.
— А как же! Интеллигенция, которой в Ярославле достаточно много, всё-таки предпочитает штучный товар.
Сама Людмила Антошина по иронии судьбы не любит носить ювелирные украшения. Но, смеётся она, вынуждена это делать: лучшей рекламы для своего «товара» просто не найти.
— Обидно, когда из-за отсутствия в твоём гардеробе украшений срываются выгодные заказы, а такое случалось, и не раз, — поделилась с нами ювелир.
Людмила по-хорошему «всеядна» в выборе материала: с равным интересом работает то с золотом, то с кусочками меха и кожи. Говорит, что иногда «потакает» качествам материала, а иногда безжалостно загоняет его в тиски собственной идеи.
Когда мы попросили Людмилу Антошину (на снимке) продемонстрировать собственное колье, она застеснялась:
— Руки-то рабочие, в мозолях, может, лучше на витрине?
Мозоли ювелиров всегда остаются «за кадром», зато как изящны вещи, выполненные этими поистине золотыми руками.