Откуда дунуло?
«Я ещё не подозревала, что ждёт нас, когда мы добились отдельного жилья на улице Нефтяников, – сообщает в своём письме в редакцию Татьяна Знающева. – Сколько сил и нервов потратили, борясь за чистый воздух. Иной раз даже при закрытой форточке сильнейший запах бензина не давал спать: как будто рядом стоит бочка с бензином. Боль и несчастье наше в том, что мы живём на улице, которая принимает все запахи Южного промышленного района».
Особенно женщина жалуется на пропаро-промывочную станцию СЖД ППС «Новоярославская».
В своём письме в редакцию жильцы домов № 21 и 23 по улице Нефтяников отмечают: «выбросы всякой дряни» происходят в выходные или праздничные дни, а точнее – ночи. Спустя несколько часов, глядишь, и ветер переменится, рассеет всё – и так до следующего выходного.
Люди обратились в управление по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ярославской области, оттуда их направили в территориальное управление Росприроднадзора. Туда же обратились и мы. Специалист отдела контроля за атмосферным воздухом Владимир Романов посетовал: лаборатории своей нет, а органолептические показания к делу не пришьёшь: «Ну, мы приедем, понюхаем, и что? Откуда-то что-то дунуло, а через час нет ничего, не поймать!» Вздыхают и жильцы: «Офис и люди есть, название хорошее – Росприроднадзор, а воздух нечем проверять...» Правда, проводит управление плановые проверки раз в полгода по закону, пользуясь услугами чужих лабораторий.
Не усмотрел оснований для мер прокурорского реагирования ярославский межрайонный природоохранный прокурор Андрей Маркин: совместно со специалистами Ростехнадзора и ЦЛАТИ (центром лабораторного анализа и технических измерений) сделали отбор проб атмосферного воздуха у проходной пропаро-промывочной станции, у садоводческого товарищества «Нефтяник». И превышения пределов допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в воздухе на момент проверки не обнаружили. Не выявила превышений гигиенических нормативов по загрязнению воздуха и лаборатория ОАО «Славнефть-ЯНОС». Действительно, выходит, что-то дунуло, а через час ничего нет! И тем более через несколько дней, ведь оперативно проверить невозможно – это сколько же нужно начальства на ноги поднять! Существовал бы приборчик: включил, посмотрел на дисплей – ба, превышение ПДК в разы! Впрочем, говорят, наши ПДК таковы, что нужно очень сильно подпортить воздух, чтобы достичь пределов...
В идеале неплохо бы в нашем промышленном центре иметь автоматическую карту загрязнения воздуха, как в Волгограде. Но, говорят, она недёшева. И потому население остаётся в неведении, чем дышит...
Более всего возмутила и рассердила обитателей домов на улице Нефтяников бумага из управления Росприроднадзора по Ярославской области. Из неё явствовало: «Вклад ППС «Новоярославская» в общие выбросы Южного промузла крайне незначительный».
Подчеркнём: «крайне» незначительный означает тринадцать процентов из расчёта вклада в суммарный канцерогенный риск предприятий Южного промышленного узла (ЮПУ). ППС – на третьем месте после ТЭЦ-3 (26 процентов) и ОАО «Славнефть-ЯНОС» (27). И опережает ОАО «Ярославский технический углерод» (десять процентов).
Улица Нефтяников –
Щедрино – Спицыно
Современное состояние санитарно-защитной зоны Южного промузла обсуждали недавно на комиссии по природопользованию и охране окружающей среды в администрации области. Проект её разработали в ярославском НИПИ «Кадастр».
Об огромных средствах, вложенных в мероприятия по снижению воздействия на окружающую среду, рассказал руководитель ОАО «Славнефть-ЯНОС» Александр Князьков.
За два последних года лишь на озеленение «ЯНОС» направил 3,1 миллиона рублей. А, к примеру, внедрение нового метода утилизации сероводорода стоило 643 миллиона, 351 миллион – система улавливания паров бензина при загрузке железнодорожных цистерн, 2 млрд. 165 млн. рублей – новая база сырой нефти... Цель – исключение попадания паров углеводорода в атмосферу. На предприятии освоен выпуск экологически чистых марок бензина и дизельного топлива. Также две производственные мобильные лаборатории круглосуточно ведут мониторинг атмосферного воздуха на территории завода и в санитарно-защитной зоне.
Не менее важные и дорогостоящие меры принимают в ОАО «Ярославский технический углерод», чтобы снизить нагрузку, в том числе шумовую, на окружающую среду. К примеру, работы по глубокой утилизации исходящего газа, установка глушителей на оборудование, применение новых рукавов для улавливателей технического углерода.
Эти два акционерных общества совместно с ТГК-2 финансировали разработку проекта единой санитарно-защитной зоны (СЗЗ) на южной окраине областного центра.
Что представляет собой зона и для чего она нужна? Во-первых, СЗЗ занимает 2,3 тысячи гектаров земли на территории Ярославля и Ярославского района – от улицы Нефтяников к Щедрино – Бегоулево – Спицыно... Из расположенных здесь предприятий 34 оказывают значительное воздействие на экологию, четыре – первого класса опасности, шесть – второго. То есть в их выбросах присутствуют вещества, содержание которых в воздухе не должно превышать десятых долей миллиграмма на кубометр воздуха! Создание зоны – требование санитарных правил, СанПиНа.
Эффект зоны
Зона – это барьер перед риском. А риск есть. На комиссии, где обсуждалась реализация проекта зоны, важность вопроса и необходимость его гласного обсуждения отметил профессор, завкафедрой медицинской академии Юрий Буров. Профессор Наталья Чёрная, главный педиатр области, подчеркнула: угроза здоровью из-за неблагополучной окружающей среды существует, особенно для детей. Есть заболевания – маркеры этого неблагополучия. Патогенное влияние среды угрожает репродуктивным функциям человека. Индикатором риска выступает также увеличение частоты бесплодных браков и числа детей с низкой массой при рождении. Отмечается рост детской патологии от дня рождения до четырнадцати лет: 120 случаев на тысячу детей в 2008 году. Повышается угроза аллергических заболеваний, аномалий и онкологии. По последней область занимает пятое место в Центральном федеральном округе, врождённых пороков – тридцать случаев на тысячу.
Чтобы определить риск развития патологий, ярославские медики обследовали 160 детей от восьми до двенадцати лет, разбив их на группы – по приближённости к крупным автомагистралям и промышленным объектам. Оказалось, у тех, кто живёт и посещает детсад или школу недалеко от промышленных объектов или автодорожных магистралей, в три-четыре раза чаще заболевания дыхательных путей, в шесть раз – врождённые пороки.
Что же делать? Наталья Леонидовна считает: необходима областная программа для предупреждения заболеваний от экологических факторов. Её поддержал советник губернатора области по экологии, президент Академии наук Верхней Волги Владимир Лукьяненко, заметив, что единственный показатель благополучного состояния окружающей среды – здоровье людей, особенно детей, поэтому НИПИ «Кадастр» должен работать в более тесном сотрудничестве с ярославскими медиками. На что главный инженер проекта НИПИ «Кадастр» Юрий Хорхорин заметил: «Цель зоны – уменьшить негативное влияние на здоровье населения, и это в настоящее время делается».
Перспектива
Специалисты «Кадастра» определили перечень мероприятий по благоустройству и содержанию санитарно-защитной зоны. Если все предприятия промузла будут участвовать на долевой основе в её содержании, на выполнение мероприятий потребуется 60 миллионов рублей. Пока лишь одиннадцать подписали соответствующее соглашение.
13 мая произошло важное событие: состоялось совещание координационного совета по управлению санитарной безопасностью единой санитарно-защитной зоны Южного промышленного узла. Присутствовали руководители предприятий. Предстоит осуществить меры по озеленению территории, созданию противошумовых барьеров, ликвидации свалок, техническому перевооружению, использованию экологического топлива. Результаты совещания направлены на утверждение заместителю губернатора Ярославской области Василию Данилову.
Кстати, НИПИ «Кадастр» приступает к работе по формированию единой санитарно-защитной зоны Северного промузла, где проблем не меньше.
Имеем ли мы право сейчас, спустя десятилетия после ударных строек, упрекать кого-то в недальновидности? Дескать, совершили ошибку, начав вблизи города строительство крупных производственных объектов, вокруг которых образовались нынешние Южный и Северный промышленные узлы? Упрекнуть, конечно, можно. Но есть ли смысл делать это теперь? Настало время сообща взяться за исправление ошибок. Другого пути нет.