Воспоминания его детства – самые сокровенные – связаны с его матерью Дорой Давыдовной. Когда началась война, Игорю было всего четыре года. Немцы уже входили в город. С высокого правого берега Припяти, на которой стоял один из древнейших городов Киевской Руси, самый старинный в южной Белоруссии Туров, они с матерью спустились к воде. Река была глубокая и полноводная.
– Плыви! – властно приказала мать сыну. – Если хочешь жить, плыви!
Откуда взялись в этом хрупком мальчике силы? От силы материнского сердца. «Плыви!» – это был её завет, который он свято берёг всю жизнь.
Игорь Шустерман был человеком, преданным театру. Всю жизнь он честно служил отечественному искусству. В его судьбе сошлись и объединились театры Ярославля и Рыбинска – Рыбинский драматический, Волковский, театр юного зрителя, камерный театр, в котором работают актёры, помнившие время Шустермана. Старые театралы прекрасно помнят юного Игоря Шустермана – актёра, игравшего в спектаклях Волковского и Рыбинского театров. Его молодые герои были упрямыми и дерзкими, отважными и любящими. Эти качества стали главными в его жизни.
Он окончил отделение экономики и истории театра
ГИТИСа. Директорствовал в театре известного ныне Арзамаса-16, где спектакли его театра смотрела вся научная элита страны. Многие годы он стоял у кормила Рыбинского театра, возглавлял Ярославский ТЮЗ, и это были лучшие годы жизни и его, и театров, которыми он руководил.
Время Шустермана в театре – время великой заботы о театре, о режиссуре, о труппе, об актёрах, их творческом и бытовом положении. Под его руководством в Рыбинском театре была сформирована прекрасная труппа. И первое десятилетие Ярославского ТЮЗа было творчески насыщенным, наполненным. Сегодня оно уже стало историей. И труппа, и репертуар, и режиссура. В Рыбинском театре всегда знали, что в трудный день можно запросто заглянуть домой к Шустерману, где всегда обогреют, выслушают, помогут, а на кухне у Лии Александровны ждёт горячий «супчик». В ТЮЗе в трудные годы «шоковой терапии», когда многие актёры вынуждены были уйти в предпринимательство, Игорь Шустерман добывал «кормовые-пайковые» для актёров и сотрудников в дополнение к зарплате.
Да и сам Игорь Яковлевич – ярчайший пример служения театру и сцене, творческого горения, поиска на протяжении почти полувека. Человек, преданный театру и сцене, обаятельный собеседник, И. Я. Шустерман по существу явился основателем и устроителем камерной сцены Волковского театра. Кровно болея душой за судьбу новой сцены и её репертуар, Шустерман обеспечил всё необходимое для её популярности у зрителей.
Человек большой силы духа, великого мужества – таким будут помнить Игоря Яковлевича те, кому довелось работать вместе с ним.