– В отличие от треста « Даниловмежрайгаз», гдея работал главным инженером, здесь необходимо управлять достаточно сложной структурой жизнедеятельности района, решать много важных вопросов, чтобы обеспечить нормальные условия жизни для тысяч людей – от рождения до последнего дня. Это различные направления и сферы деятельности, которые складываются в общий узор, – так сам Александр Владимирович видит свою работу в кресле главы района год спустя после выборов.
– Ну и как, складывается узор? Что для вас является главным?
– О чём ни загадаешь – дел много. Нужно выбирать приоритеты – работать над тем, что ещё не реализовано. Считаю, необходимо выстраивать перспективу надолго – дольше, чем мой срок пребывания в кресле главы. Ведь людям жить дальше.
– Тогда, наверное, мы должны поговорить о создании рабочих мест. Это сейчас актуально. Ведь не секрет: каждый день сотни жителей района ездят в Ярославль на работу и обратно, тратят время и огромные деньги на проезд. А теперь ещё и кризис...
– Ситуация такая: в декабре 2008 года у нас зарегистрировано семьсот безработных. Сегодня их 1070. Причина такого роста не только в кризисе. Дело в том, что в конце минувшего года установлен уровень пособий по безработице в размере от 850 до 4900 рублей. И многие пошли регистрироваться на биржу, думая, что им будут платить по максимальной планке...
– И всё же где людям работать?
– В апреле объявлено о банкротстве градообразующего завода деревообрабатывающих станков – оно, кстати, также не кризисом спровоцировано – это давняя история. На его базе создаётся несколько акционерных обществ. Одно из них, АО «Станкостроитель», сейчас набирает людей. Правда, на предприятии пока не определились с направлением и объёмами производства. Есть и проблемы с реализацией накопившейся на складах продукции – пилорам. Мы подключались к решению этого вопроса, но столкнулись с трудностями из-за того, что пилорамы эти сложно сбыть – они морально устарели.
– Почему бы не поменять этот вид продукции?
– Вот об этом мы будем как раз сегодня говорить с собственником. Тем более здесь возникает ещё одна проблема – с заводской котельной, которая отапливает жильё, садики, больницу и
т. д. Собственник готов отдать её нам в аренду. Или продать. Всё бы ничего, но при сложившихся обстоятельствах слишком уж она мощная. Мощность – 77 гигакалорий, а нам достаточно 35. То есть потребуется частичная реконструкция. Иначе получается: паровоз тянет всего один вагон. Сколько при этом будет стоить билет?
– Раз уж об отоплении заговорили, как вы участвуете в программах Федерального фонда содействия реформированию ЖКХ?
– Вообще-то весь жилой фонд передан поселениям. Но полномочия разделены, а цель общая – благосостояние граждан. Сейчас городское поселение подготовило документы для участия в третьем этапе программы фонда по капремонту. Планируем получить из фонда семнадцать миллионов рублей. Предусмотрены также средства в бюджетах поселений. Плюс софинансирование собственниками жилья. Других источников нет. Район участвует в программе по расселению из ветхого и аварийного жилья. Под эту программу строим 36-квартирный дом В прошлом году расселили четырнадцать квартир, в этом собираемся освободить земельный участок под ветхим домом на улице Володарского – будут расселены восемнадцать квартир. А на этой площадке собираемся строить новый Дом культуры. Точнее, выражение это устарело – будем возводить, как сейчас говорят, досугово-развлекательный центр. Задача – найти инвесторов, привлечь средства.
– Что же запоздали с этим? Не построили в благополучные докризисные годы? Ведь тогда эти развлекательные центры росли как грибы после дождя!
– Я не из тех, кто посыпает голову пеплом. Никто не задумывался тогда. Предполагался капремонт старого здания ДК, которое размещается в храмовом комплексе. Но в Данилове общественное мнение против такого решения вопроса, поступают и письма от районного земского собрания с пожеланиями вывести Дом культуры из старого храма.
– А что на селе с жильём? Смотришь, по трассе деревеньки стоят с опустевшими, покосившимися избёнками... Есть ли надежда, есть ли приметы, что с нынешним кризисом народ повалит обратно, в родительские края, к земле?
– О чём вы говорите! Уже с середины XIX века идёт процесс урбанизации, все единодушно рвутся в город. Мы не можем найти для работы фельдшеров, учителей. Хотя можем обеспечить и жильём, и достойной зарплатой.
– В городе сейчас нелегко – дорого жить. Да и работы тоже нет.
– Есть меры социальной поддержки: растут пенсии, хоть и поднялись тарифы на жилищно-коммунальные услуги – нуждающимся предоставляют субсидии. У нас в районе пользовались субсидиями пятьсот семей, нынче предполагается прибавить ещё триста.
– Кстати, очень интересует: что у вас с пилотным проектом по монетизации льгот? С одной стороны, хорошо: наводится порядок в расчётах с предприятиями ЖКХ, с другой – непривычно для льготников...
– Первые два месяца люди не могли понять, что сначала нужно все услуги оплатить самим, а потом им потраченные средства компенсируют. Но мы провели разъяснительную работу через средства массовой информации, я с отчётами выступал в поселениях, где также объяснял цель монетизации льгот.
– Сейчас в области выявилась необходимость перенести акцент со стационарного на амбулаторное лечение...
– У нас в ЦРБ коечные мощности остаются, но часть их переводится на дневное пребывание. Автобусы ходят регулярно во все концы района. Отовсюду можно добраться. И всё в пределах досягаемости определённого количества населения. К тому же у нас 23 фельдшерско-акушерских пункта. Сейчас после ремонта сдаём ФАПы в Костюшине, Скокове и Лыкошине.
– А «скорая помощь»?
– Мы вошли в федеральную программу «Травма», связанную с тем, что у нас проходит трасса М-8 «Холмогоры». Ждём поступления оборудования для реанимации – должны получить несколько реанимобилей и даже компьютерный томограф. Отремонтировали отделения хирургии и «скорой помощи». Готовим проект реконструкции помещения специально для томографа.
– Ремонты по всему фронту?
– У нас ведь ещё и полная реконструкция бассейна ведётся! На средства «Газпрома» и из районного бюджета.
– Главный вопрос: как посевная?
– Ведём. Лишь два хозяйства не приступили: «Красный Перекоп» и «Дружные всходы». У первого собственник – ярославский бизнесмен, у второго проблемы с кредитами. Возможно, придётся с ними решать вопрос: то ли расформировать, то ли присоединить их к другим хозяйствам.
– Что-то раньше в Ярославле в магазинах больше было молочной продукции Даниловского маслосырзавода...
– Есть она и сейчас. Но возникают некоторые трудности с сетевыми магазинами...
– Вот в какие сложные вещи вам нужно вникать, будучи главой района... А нужно ли здесь какое-то особое образование?
– Не в образовании дело. Тяжелее то, что вгрызаешься в одну проблему, а с нею вытаскиваешь на свет другую, следом возникает третья... И чтобы принять решение, нужно просматривать перспективу: на что это решение повлияет... То есть видеть всё в комплексе – когда узор, о котором мы говорили выше, складывается в мозаичную картину. Иначе коэффициент полезного действия будет во много раз ниже.
– А можно узнать напоследок, какая у вас перед глазами перспектива: в розовых, чёрно-белых или серых тонах?
– Не чёрная однозначно. Мы поднимаемся по ступенькам: одна за другой. Реальное ощущение: мы работаем на результат. Другого не дано.
Из досье «Северного края»
Александр Владимирович Смирнов.
Дата рождения: 20 января 1967 года.
Место рождения: село Середа Даниловского района Ярославской области.
Образование: высшее, Ярославский политехнический институт.
Карьера: 1992 год – слесарь аварийного участка, мастер. 1996 год – начальник ПТО. 2001 год – главный инженер. В марте 2008 года – избран главой Даниловского муниципального района.
Семья: женат, сын и дочь – 13 и 7 лет.
Хобби: чтение, русская литература, особенно творчество Льва Толстого.
Притча от Александра Смирнова
Молодой человек первый день пришёл на службу, рвётся в бой: где же работа? Пожилой бухгалтер, ещё с нарукавниками, строго замечает: «Милый друг, работу нужно видеть!»