Митинг на мемориальном воинском кладбище уже начался, а люди всё подходили и подходили. Возникло и уже не уходило чувство единения со всеми, кто пришёл почтить память павших на той великой войне и воздать дань уважения вернувшимся. Все – свои и все такие, что хоть стихи про каждого пиши.
Девчонки-волонтёры от департамента молодёжи раздают георгиевские ленточки. Парень в праздничной рубашке с татуировкой «спецназ» на руке теребит три алые гвоздики, которые принёс сам помимо официальных венков. Бабушка в праздничном белом воротничке плачет, на груди – медаль.
Мужчина, и сам уже не первой молодости, показывает совсем преклонных лет отцу: «Видишь? Вон тот, волосы наверх зачёсаны. Нет, давай не пойдём, он уже к трибуне пошёл, не успеешь!»
Не выдержав, подхожу, спрашиваю:
– Это ваш отец-фронтовик? Что он хотел сказать губернатору?
Мужчина смущается:
– Да вы не обращайте внимания, ему 83 года, наивно рассуждает. Поздравление получил с Днём Победы с подписью Вахрукова, хочет «спасибо» сказать. Может и прослезиться. А у губернатора охрана, наверное...
Тут сын фронтовика ошибся – охраны вокруг Сергея Вахрукова не наблюдалось. И не так уж это наивно, если прошедший войну человек может заплакать, получив открытку. Важная открытка получается.
На церемонию возложения венков пришли даже те ветераны, которым уже трудно ходить, – их вели под руки дети. Каждый из этих людей – уже редчайшая ценность, и помнить об этом нужно бы не только 9 Мая. Мэр Ярославля Виктор Волончунас в своей речи отметил, что 55-ю годовщину Победы праздновали более 16 тысяч ветеранов-ярославцев, целая дивизия. Сегодня в списках фронтовиков 2563 наших земляка...
На Советской площади было так многолюдно, что вспоминались демонстрации советских «красных дней календаря». С небольшой разницей: в День Победы здесь почти не было «ликующих по разнарядке».
Всеобщее светлое праздничное настроение немного портили лишь две неприятности – митинг известной политической партии под девизом «в стране – бардак, раньше колбаса была мяснее и вода мокрее» и бесстыдная, тотальная раздача рекламных флажков (без всяких поздравлений, просто – голая реклама) одной из компаний сотовой связи. Но эти досадные помехи были мелкими, а праздник оставался большим.
Какие люди пришли на Советскую площадь! Анатолий Сергеевич Карпов рассказал просто, без нажима и пафоса, какой она была – та война. Его, 17-летнего парнишку из села Никульского Переславского района, взяли в пехотное училище в Переборах. Воевать начал на Курской дуге.
– Пехота-матушка... Пойдём в наступление – взвод 40 человек, возвращаемся – 8. Домиков-гробов никому не было. Клали в окоп, закапывали, ставили памятный знак. Залп в воздух, и прощай, уходим дальше, – вспоминает Анатолий Сергеевич.
Пехотинец Карпов и сам побывал в таком смертном окопе на исходе войны в Польше. Его без пульса, с простреленной грудью приняли за мёртвого, положили в братскую могилу, и вдруг солдат застонал. А документы уже забрали, и, пока пехотинец лежал в госпитале, в родную деревню Никульское пришла «похоронка» на живого рядового Карпова. Эта «похоронка» в доме Карповых была седьмой по счёту – на Великой Отечественной сложили головы отец и все до одного братья Анатолия Сергеевича. А он – вернулся.
Последствия ранений были таковы, что работать в колхозе не мог. Выучился и всю жизнь преподавал детям русский и литературу. Каждый год 9 Мая приходит он на Советскую площадь. На груди – ордена Славы, Красной Звезды, медали. Добавить нечего. Минута молчания.
Ничего официального не было в минувших торжествах. Валентина Терешкова, Сергей Вахруков, Виктор Волончунас жали людям руки, поздравляли, и им отвечали искренне и с удовольствием. И парад удался, и кашей кормили из полевой кухни, и самодеятельные коллективы плясали и пели от души.
Среди сотен гуляющих не было ни одного пьяного. Детей – множество, и никто не запрещал им всласть лазать не только по недавно участвовавшим в параде бронемашинам, но и по дорогущим милицейским мотоциклам BMW. Праздник длился непрерывно до самой ночи – в половине первого в центре Ярославля гуляли, обсуждая праздничный салют сотни, если не тысячи людей.
Не лишним будет заметить, что праздник Победы отмечают до сих пор во всех странах антигитлеровской коалиции. Отмечают, отдавая дань памяти и не вернувшимся с войны братьям Карповым, и шестистам гражданским ярославцам, погибшим под немецкими бомбами прямо на улицах родного города, и блокадникам, которых принимали в голодных по военному времени ярославских сёлах, и многим-многим другим прославленным и безымянным героям. А мы принадлежим к тому же, что и эти герои, народу. Как вспомнят нас, покажет история. А пока... ежегодно играет духовой оркестр, чеканят шаг курсанты ярославских военных институтов, и вспыхивают над Волгой звёзды праздничного салюта. Конца этому нет и, дай Бог, не будет.