Нежданный подарок
Ещё в начале 90-х годов, когда Министерство обороны решило закрыть аэропорт, оно передало его в областную собственность. Сколько радости, сколько надежд породил у тогдашнего руководства области этот неожиданный подарок! Ведь бывший военный аэропорт можно превратить в гражданский. Там прекрасная трёхкилометровая взлётно-посадочная полоса, способная принимать самые большие и современные самолёты. И ярославская «Туношна» может стать одним из центров авиаперевозок России и мира. Какие перспективы!
Но вскоре выяснилось, что обычное текущее содержание взлётно-посадочной полосы столь высокого уровня обходится очень недёшево. Окупить эти затраты можно лишь при интенсивной работе аэропорта. А с загрузкой из года в год были проблемы. Поначалу авиарейсы в «Туношне» были вообще, можно сказать, разовыми – не больше одного-двух в неделю! Немало трудов и времени ушло на всевозможное лицензирование и сертифицирование. Таможенный пост в «Туношне» сделали. Сейчас аэропорт сертифицирован как пассажирский первой категории, а также как грузовой международный. Но... не хотят авиакомпании летать в «Туношну», и всё тут. Почему? Загадка.
Без комфорта
и железной дороги
Сейчас аэропорт вроде бы вышел на окупаемость. За прошлый год он обслужил тысячу двести рейсов. Но это далеко не то, что хотели и могли бы. В основном отсюда летят грузовые самолёты на Север – в Норильск и Якутск. Пассажирские же перевозки держатся главным образом за счёт полётов спортсменов нашего «Локомотива» к месту игр – в Казань, Магнитогорск, Омск, Уфу. Недавно к этому прибавилась перевозка лыжников на этапы Кубка мира в Дёмино. Но полноценным центром авиаперевозок в масштабе страны и мира «Туношна» пока так и не стала.
Оно понятно. С военной, с технической точки зрения аэропорт прекрасный. Однако, если посмотреть на него с другой точки зрения – как на гражданский... Зал приёма пассажиров похож на провинциальную автостанцию. Никакого комфорта. Для грузовых же перевозок не хватает перевалочных складов-терминалов. И железнодорожной ветки нет.
Всё это надо делать. Кому? В областном бюджете денег на это нет. Значит, нужен инвестор. Потому-то областные власти уже несколько лет пытаются продать часть акций аэропорта тем, кто вложил бы деньги в развитие. Но желающих почему-то не находится.
Ау, инвестор
– Мне доводилось бывать в Московском авиадиспетчерском пункте. Я видел – диспетчеры едва справляются, не успевают сопроводить на посадку один самолёт, как подходит другой. Мы побеседовали, и они согласились со мной, что московское небо перегружено, что разумно было бы часть потока перенаправить в Ярославль, – рассказывает нынешний директор аэропорта «Туношна» Анатолий Коваль.
Но это мнение диспетчеров. Руководители же столичных аэропортов рассуждают иначе: больше загрузка – больше денег. Причём очень больших денег. А если столичные аэропорты не справляются, так это хорошо, это значит, что надо их и дальше развивать, желательно за государственный счёт. Причём тут какой-то Ярославль?
Не видя шансов перешибить лоббистские позиции столичных аэропортов, областные власти решили под них подстроиться. Дескать, покупайте акции «Туношны», получайте с неё прибыль. Но покупателей нет.
– По-моему, ошибка была допущена в самом начале. Когда создавали ОАО, включили в него весь комплекс, то есть взлётно-посадочную полосу тоже. Но полоса – стратегический объект с особыми условиями работы, охраны и контроля. Никакой продаже, приватизации она не подлежит, – размышляет секретарь совета директоров ОАО «Туношна» Валерий Поляков. – Инвестору мы можем предложить лишь часть пакета акций дополнительной эмиссии. А с точки зрения инвестора, это значит – никаких гарантий, что аэропорт будет работать под его контролем и приносить прибыль. Никто не будет вкладывать средства в строительство складских терминалов, если нет уверенности в том, что аэропорт действительно заработает на полную мощность.
Спорит Вологда
и спорит Кострома
А тут вот ещё сюрприз – у «Туношны» появился новый конкурент в лице Ивановского аэропорта. Ивановский губернатор Мень, как известно, в прошлом работал заместителем мэра Москвы Юрия Лужкова. И он договорился с бывшим шефом, чтобы московское правительство вложило деньги в развитие Ивановского аэропорта!
Пару лет назад Лужков прилетал в Ярославль, приземлялся, естественно, в «Туношне». Тогда, говорят ярославские сотрудники «Туношны», идя по взлётному полю, он будто бы бросил фразу кому-то из своих помощников:
– Эх, вот сюда надо было вкладываться-то, а не в Иваново.
Но дело сделано, и теперь Ивановский аэропорт начинает активно работать, оттягивая потенциальных клиентов «Туношны».
Но и Ярославль не сдаётся.
– Хоть я и не люблю говорить о том, что ещё не состоялось, но «Туношну» развивать надо, и мы постараемся это сделать, – заявил недавно губернатор Ярославской области Сергей Вахруков. – Мы решили пока не продавать акции «Туношны», потому что в таком виде она никому не нужна. Нужно превратить её в привлекательный для инвестора актив. Сейчас по нашей просьбе концепцию развития «Туношны» готовит Франкфуртский аэропорт. Франкфурт управляет двадцатью аэропортами, так что опыт у них большой. Но что они посоветуют, пока неизвестно. Тем временем мы пытаемся возродить регулярные пассажирские рейсы в Москву, Санкт-Петербург. Прорабатывается возможность приёма и отправки чартерных туристских рейсов. Словом, мы активизируем работу по развитию аэропорта «Туношна».