Первый её музей остался в Забайкалье, где оказалась по распределению после окончания Рыбинского учительского института. Математик по образованию, директор по должности, она исходила со своими учениками немало туристических троп, не забывая доставить в родную школу интересные находки. Молодую учительницу уважали: нужны дрова – только скажи, родители тут же привезут, да и нарубят сами. В какой дом ни войди – чай на столе. Кажется, зелёного чая на всю оставшуюся жизнь напилась.
Как ни гостеприимен был чужой край, а её тянуло домой. Вернулась директором Ломовской школы. И вновь – от себя не уйдёшь – взялась за строительство музея. Казалось бы, зачем брать на себя такую нагрузку? Теперь кроме учеников своих детей трое. Только для неё «собирание» истории никогда не было нагрузкой – это образ жизни, выбранный раз и навсегда. Поэтому, когда предложили должность ответственного секретаря в Рыбинском обществе охраны памятников, пошла, не задумываясь.
Как-то, разбирая документы, обнаружила интересный факт – оказывается, по соседству с её родной деревней, в Бурнаково, родился адмирал Ушаков. Крестили его в Богоявленской церкви, в той же самой, что и её саму. Даже предки их лежат на одном деревенском кладбище. Почему же никто об этом не вспоминает? Захотелось узнать об адмирале как можно больше – так обозначилась новая музейная тема. Теперь в своём интересе к прошлому она не одинока. Младший сын Володя, с детства предпочитавший матроску любой одежде, заинтересовался знаменитым русским флотоводцем не меньше матери. Начали с того, что прочитали все книги об Ушакове, которые смогли найти.
Чем больше узнавали, тем больше поражала их личность земляка. Русский адмирал Фёдор Ушаков за все годы службы не проиграл ни одного сражения. Талантом военачальника, вступавшего в бой с превосходящим по численности противником, восхищалась вся Европа. На флоте ходили легенды о его отеческой доброте к простому матросу и строгости к офицерам. Проявление военного гения Ушакова – сражение с французами за освобождение семи неприступных островов, открывающих путь в Адриатику. Только остров Корфу был окружён 650-ю орудиями – и взят небольшой эскадрой под командованием Ушакова! На освобождённых островах ему пришлось исполнить и дипломатическую миссию – организовать новое управление, собрав совет из представителей всех классов, и даже... написать конституцию. Гуманист, писатель, философ, монах, причисленный к лику святых, – перед исследователями вырастала фигура мирового масштаба. Для того, чтобы увековечить в Рыбинске память об Ушакове, нужны были точные сведения о дате и месте его рождения.
Смущали разночтения в литературе – историки не были едины в определении места и даты его рождения. Решили сами искать в архивах Рыбинска, Севастополя, но всё безрезультатно. Потом Анне Дмитриевне посоветовали обратиться к исповедальным ведомостям Богоявленской церкви, которые хранились в архиве Ростова Великого. Там она и обнаружила драгоценную искомую запись о рождении Фёдора Ушакова. Немолодая дама, воскликнувшая «ура» в тишине архива, вызвала недоумение у тех, кто работал рядом с ней. Нет, не сошла с ума, просто 12 лет искала и понимала цену своей находки. Придётся теперь Мордовии, где давно почитают святого Феодора и ставят в его честь храмы, часовни, памятники, признать то, что никак не хотелось признавать: не их Темниково, а Рыбинское Бурнаково – родина адмирала. На флот сыну полетела телеграмма, в ответ, как эхо из архива, одно слово: «Ура».
Вот и ещё один повод для размышлений – почему именитым столичным историкам, давно работавшим над составлением биографии Фёдора Ушакова, «не давалась» дата его рождения, а простой сельской учительнице – пожалуйста. Наверное, это главная историческая находка всей её жизни – 13 октября 1745 года.
Ничего не додумывали, а честно искали. Уважительному отношению к фактам она и других учит, не стесняясь их высоких званий.
– Прочитала у Валерия Николаевича Ганичева, что Ушаков «заходил к вдовушке». Позвонила ему, спросила, где он это взял. Оказывается, это его предположения. Скорее можно предположить, что Ушаков был монахом в миру, ведь он не был женат, а после службы отдал родным всё своё имущество и ушёл в монастырь. Предположения нельзя выдавать как факт. Или другой автор пишет о том, что Ушаков с детства отличался бесстрашием и ходил на медведя. Звоню, спрашиваю: «Откуда вы это взяли?» Говорит, что это литературная байка. Всё-таки надо указывать, где факты, а где байки, – объясняет свою позицию Анна Дмитриевна.
Музей Ушакова начал создаваться просто – Овчинниковы принесли в Ермаковскую школу всё, что им удалось собрать за десятилетие. Анна Дмитриевна продолжала работать в архиве. От сына-подводника получала телеграммы – «Что нового об Ушакове?» Даже обижалась: мог бы и про мать спросить. А как-то пришла такая телеграмма «Ты меня родила в рубашке». Волей случая не попал на корабль, где вся команда погибла.
На родную землю имя русского гения вернулось не только музеем, но и ракой с частичкой святых мощей, памятником, поставленным в центре Рыбинска, учреждённым орденом. Орден Ушакова под номером один заслуженно получила Анна Дмитриевна.
Под военно-морской темой она решила «подвести черту», вот только пока не нашлось человека, которому можно «передать» музей Ушакова.
А имя адмирала в семье Овчинниковых тоже «увековечили» – пятого внука Анны Дмитриевны назвали Фёдором. Он ещё не все буквы выговаривает, но знает, что его небесный покровитель – «Фёдол Ушаков». Вырастет, будет гордиться бабушкой, получившей в той же купели, что и знаменитый флотоводец, неиссякаемый запас созидательной душевной силы.