– Виктор Дмитриевич, многие муниципальные образования из числа не самых крупных делают ставку на въездной туризм. И для этого «приватизируют» различные символы Древней Руси: кто выводит в фавориты Бабу Ягу, кто застолбил свой регион в качестве родины Берендея, кто «плодит» мышей... Есть ли в вашем районе какие-либо задумки в этом направлении?
– Специально мы «брэнды» не ищем. Более того, если быть скрупулезно точным, мы даже делимся своими историческими персонажами с соседними районами. К примеру, Большесельский район хочет распространить свои права на Прасковью Жемчугову, хотя она родом с территории нынешнего Вощажниковского сельсовета, то есть из нашего района. Впрочем, это в трех километрах от района Большесельского, и я не вижу повода делить исторические персонажи по принципу «твое – мое».
– Но, по-вашему, в подобной практике есть рациональное, здравое зерно?
– Да, эти шаги могут быть эффективными. И нельзя сказать, что мы вообще в этом направлении ничего не предпринимаем. Так, недавно на краеведческой конференции наши школьники сделали исчерпывающий доклад о традициях русского чаепития. Оказалось, что по своей внутренней сути и множеству нюансов оно не уступает знаменитым восточным чайным церемониям. Отсюда возникла идея создать в поселке музей чайника и самовара. Вроде бы не ново – есть же в Переславле музей утюга. Но мы решили пойти дальше и сделать этот музей не просто выставкой раритетов, а дей-ствующим центром русского чаепития, то есть большая часть экспонатов будет реально использоваться. Под музей мы отвели старинную двухэтажную русскую избу – каждый въезжающий в Борисоглебский со стороны Ярославля может ее видеть справа от дороги. Пока удалось выделить из муниципального бюджета немного денег для обустрой-ства музея, их, конечно, не хватит. Но путь любой длины начинается с первого шага.
– Даже если этот музей будет функционировать изо всех сил, реальных проблем со въездным туризмом это не решит. Все равно отсут-ствие здесь гостиницы и ресторана ограничивает пребывание туриста одним днем.
– Конечно, без решения этого вопроса думать о серьезном развитии въездного туризма практически невозможно. Поэтому мы и пытаемся осуществить сразу несколько проектов. В первую очередь планируется уже в марте 2006 года начать строительство гостиничного комплекса, в котором будет и ресторан. Это жизненно необходимо не только для развития туризма, но и для привлечения сюда вообще любых инвестиций. К примеру, приехал человек ознакомиться с ситуацией. Одно дело, если он при этом может спокойно обосноваться в поселке в комфортных условиях, и совсем другое, если ему что ни день приходится добираться сюда из Ростова или Ярославля.
Я хотел бы отметить еще один важный аспект существования нашего района. Он целиком сельский, и задачи по его возрождению не сводятся только к развитию поселка Борисоглебский. Именно поэтому я сегодня не особенно останавливаюсь на тех задачах, которые мы так или иначе решили или решаем непосредственно в центре муниципального образования: благоустройство, газификация или строитель-ство новой поликлиники, которое сейчас удалось серьезно ускорить. По-моему, идеальное состояние нашего МО – когда территории развиваются темпами, несколько опережающими темпы развития поселка. В первую очередь это касается газификации села и развития дорожной сети. И, естественно, строительства жилья.
– Вы говорите такие правильные вещи, а ваши многочисленные оппоненты уже готовы в очередной раз припомнить вам тот факт, что целый год общественная жизнь поселка кипела в основном вокруг памятников, спешно здесь возводившихся...
– Я человек прагматичный и потому считаю, что все обходящееся муниципальному бюджету в минимальные затраты, но реально способствующее благоустройству поселка, нужно расценивать как позитивное изменение в нашей жизни. Главным образом в возведении новых монументов меня привлекало именно это – возможность получить их бесплатно. Хотя, разумеется, были и дальние прицелы. К примеру, появление в поселке памятников ярко выраженной исторической и патриотической направленности хорошо гармонирует с нашими планами создания молодежного международного лагеря.
– С этого места подробнее, если можно...
– Пока есть только планы. Суть их сводится к тому, что в округе планируется создать молодежный международный лагерь, место уже определено. Нам помогает в этом деле общественная организация «Фонд национальной славы России». Деятельность лагеря предполагается организовать так, чтобы заинтересовать зарубежных туристов, в основном студенческого возраста, желающих ознакомиться с жизнью россиян – такой, какая она есть (или была) на самом деле. Этнотуризм сегодня – одно из самых быстро развивающихся направлений выездного туризма в крупных промышленных странах Европы, Америки, Азии... Россия интересна туристам из этих регионов – причем та Россия, которую они не увидят в пределах Садового кольца. Этот проект в отдаленном будущем может иметь хорошие перспективы. Вообще, въездной туризм для нашего региона может быть или только полностью транзитным – для автотуристов, или основательным, связанным с длительным пребыванием туристов здесь, в Борисоглебском районе. Проекты, аналогичные мышкин-ским или ростовским, мы не можем осуществлять потому, что не имеем судоходных рек или железной дороги.
– Отсутствие развитой транспортной сети серьезно снижает инвестиционную привлекательность вашего региона?
– Чем больше я этим вопросом занимаюсь, тем больше убеждаюсь, что главным все-таки является наша открытость для заинтересованных людей. Все остальное – вторично. Несколько проектов сорвалось именно потому, что вместо планомерной работы по их реализации ряд заинтересованных лиц искали причины, по которым реализовать их было просто невозможно. Так сорвался, например, проект создания службы автосервиса на въезде в поселок.
Мне сегодня кажется важным то, чем до сих пор на нашем уровне никто серьезно не занимался. Потенциал муниципальных образований в смысле въездного туризма еще даже точно не оценен и не определен. И мы сами не вполне представляем, насколько он высок.