– С апреля в нашей области приступило к работе ОАО «Ярославская электросетевая компания». В неё на первом этапе включены муниципальные электрические сети Любима и Переславля, но в перспективе планируется объединить в рамках этой организации всё муниципальное электросетевое хозяйство, – говорит он.
– Игорь Павлович, реформа энергетики, которую несколько лет проводил Анатолий Чубайс, была направлена на то, чтобы расчленить единую энергосистему страны на несколько отдельных коммерческих организаций. И аргументы приводились убедительные: будет, дескать, конкуренция, которая приведёт к снижению тарифов. А теперь получается, что мы пытаемся объединить систему обратно? Какой в этом смысл?
– Реформа Чубайса была направлена на то, чтобы разделить в энергетике разные виды бизнеса – производство электроэнергии, её транспортировку и, наконец, сбыт, дать им самостоятельно развиваться. И в этом подходе есть резон. Такое разделение существует во многих европейских странах, хотя и не во всех. Но в результате реформы произошло чрезмерное раздробление, возникли многочисленные субъекты энергетики, действия которых необходимо контролировать. Исчез единый центр ответственности за энергоснабжение, и стало непонятно, с кого спросить в случае какой-то масштабной аварии. Судите сами – сейчас на территории области действуют 59 электросетевых организаций. Главная из них, конечно, ОАО «МРСК Центра – «Ярэнерго», на долю которого приходится 60 процентов электросетевого комплекса области. Но кроме неё есть ещё тринадцать муниципальных – районных и городских – сетей. И есть ещё сети ведомственные, находящиеся на балансе различных промышленных предприятий.
– И техническое состояние всех этих сетей, наверное, разное?
– Конечно. Скажу больше, сети некоторых организаций находятся вообще в аварийном состоянии. И такая разобщённость нерациональна. Управление в каждой организации построено по-своему, а единой диспетчерской службы, которая могла бы в экстренных ситуациях принимать решения в масштабе региона, нет вовсе. Такое положение опасно. Сверхнормативные потери электроэнергии ухудшают финансовые показатели предприятий. К тому же в отрасли не проводится единая техническая политика, и это со временем может привести к серьёзным диспропорциям, разбалансировать систему. Необходимо организовать управление муниципальным электросетевым комплексом по единым для всех критериям и нормативам. Поэтому мы и начали создавать для муниципальных электросетевых организаций единый координационный центр. Пока в новую организацию вошли электросети лишь двух районов, но руководители других районов понимают, что для обеспечения надёжного энергоснабжения потребителей дело это необходимое, и надеюсь, в ближайшее время они присоединятся к нашей инициативе. Это позволит нам сформировать областную программу повышения надёжности энергосистемы на 2009 – 2011 годы и направить усилия на устранение наиболее аварийно-опасных «болевых» точек. Будет разработана областная программа развития отрасли, что позволит проводить единую техническую политику – использовать типовое оборудование, материалы, применять единые схемы решения технических вопросов и, наконец, восстановить единый центр оперативного диспетчерского управления.
– А как быть с тарифами? Все знают, что в ходе реформы ЖКХ возникла проблема – часть жилых домов отапливается от одной котельной, часть от другой, а стоимость тепловой энергии у каждой котельной разная. Людям приходится платить за отопление разную цену, и многие считают это несправедливым.
– В энергетике сначала такое тоже было, но от этой практики быстро отказались. Сейчас мы используем усреднённый «котловой» метод расчёта тарифов. Причём «котлодержателем», естественно, определена самая крупная главная сетевая организация – «МРСК Центра – «Ярэнерго». Все остальные работают с ней на договорных отношениях. Поэтому департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов правительства области именно перед нашей компанией поставил задачу стать новым центром ответственности за состояние всего электросетевого хозяйства региона.