Областное руководство берёт на себя обязательства по поддержке организаций потребительской кооперации, в том числе их участию в региональных программах, касающихся социального и экономического развития села. В частности, важным моментом этого сотрудничества становится компенсация части затрат на доставку товаров первой необходимости в населённые пункты, где нет стационарной торговли. Конкурсы на их обслуживание и получение субсидии из областной казны на горюче-смазочные материалы в муниципальных образованиях проведены почти на семьдесят процентов. Примечательно, что и предприниматели могут принять участие в конкурсах на обслуживание отдалённых и труднодоступных деревень, только вот инициативы частники совсем не проявляют, и победителями становятся потребительские общества.
В нашей области насчитывается около восьмисот отдалённых и труднодоступных деревень, а в «экономически невыгодные» районы кроме автолавок потребкооперации никто ехать не хочет. Однако там местным жителям, так же, как и всем, необходимы нормальные условия жизни. Долгое время потребительские общества своими силами пытались «остаться на плаву», несмотря на то, что около тридцати процентов сельских магазинов в глубинке убыточны, поскольку находятся в отдалённых и малочисленных сельских поселениях и реализуют товары первой необходимости по тем же ценам, что и в районных центрах. Но время показало, что в одиночку, без поддержки региональных и местных властей сельским потребительским обществам не обойтись.
– Перед подписанием этого соглашения была проведена значительная аналитическая работа, – рассказывает заместитель директора областного департамента потребительского рынка товаров и услуг Валентина Шишина. – Потребительская кооперация – социально ориентированная структура, которая вносит ощутимый вклад в экономику и продовольственное обеспечение области. На сегодняшний день кооперация в нашей области представлена разветвлённой сетью сорока пяти потребительских обществ, работающих на территории всех семнадцати муниципальных районов. В её рядах около пятидесяти тысяч пайщиков, в основном проживающих в сельской местности. На балансах организаций потребительской кооперации числятся 836 объектов торговли и общественного питания, из них 169 магазинов обслуживают населённые пункты с числом жителей до ста человек и 259 магазинов – от 100 до 500 человек.
Подписанное соглашение позволяет потребкооперации надеяться на помощь региона и вместе с тем накладывает на неё серьёзные обязательства.
Облпотребсоюз за счёт внутренних резервов берёт на себя обеспечение селян качественными услугами торговли, общественного питания и бытовых услуг, в том числе – содержание планово-убыточных магазинов, обеспечение товарами жителей населённых пунктов с численностью менее ста человек и тех, где нет стационарной торговой сети.
Важным пунктом соглашения со стороны облпотребсоюза становится, по словам Валентины Шишиной, развитие заготовительной деятельности. При этом суть её – не только сама купля-продажа, но и сохранение и переработка продукта. Селяне сегодня испытывают реальные трудности с реализацией продукции. Потребительские общества, имеющие крепкую материально-техническую базу, в силах изменить это положение. Немало усилий в соответствии с подписанным документом должно быть направлено и на развитие бытового обслуживания сельского населения.