Председатель думского комитета по охране здоровья Ольга Борзова убеждена: законодательные поправки нужно принимать срочно, поэтому, возможно, они «будут рассмотрены палатой в ходе текущей сессии».
– Цена лекарств не может быть основным критерием при их закупках на государственном уровне, как это происходит сейчас на аукционах, и отталкиваться следует в первую очередь от критериев качества, – заявила депутат.
Качество, конечно, необходимо, но в условиях финансового кризиса на первый план для населения выходят всё же цены. В среднем с 1 января стоимость лекарств увеличилась по разным препаратам от 1 до 20 процентов. Основная причина – ослабление рубля. По оценкам маркетинговой компании DSM Group, в натуральном выражении 37 процентов российского рынка готовых лекарственных средств составляют иностранные препараты. В стоимостном выражении на импорт приходится уже 76 процентов, поскольку из-за рубежа ввозятся в основном дорогие лекарства. Однако в действительности ситуация ещё хуже.
– Дело в том, что многие отечественные компании производят препараты из зарубежного сырья. С учётом этого импорт составляет 90 процентов рынка, – пояснил исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций Геннадий Ширшов. Поэтому неудивительно, что сегодня основным игроком на фармацевтическом рынке является Центробанк.
«Лекарственная инфляция» в 2009 году составит 20 процентов, прогнозируют в DSM Group. В 2008 году она была на уровне 13 процентов (почти как обычная инфляция), хотя ещё в 2007-м медикаменты дорожали намного медленнее.
– На самом деле, насколько подорожают лекарства, знает только Центробанк. В аналогичной ситуации в посткризисном 1999 году рынок в рублях вырос в два раза, – заявил генеральный директор DSM Group Александр Кузин.
Действительно, опрошенные эксперты считают 20 процентов базовой цифрой, которая запросто может увеличиться. Ведь на подорожание, связанное с курсом рубля, наложились дополнительные негативные факторы. Растут ставки по кредитам, тарифы на перевозку и аренду, и бизнесмены закладывают эти расходы в цену лекарств. В Росздравнадзоре отмечают, что аптеки пока чувствуют себя хорошо, а вот по производителям кризис уже ударил. В Красноярском крае крупнейший производитель антибиотиков сократил около 1,1 тысячи специалистов. Вдобавок три завода приостановили выпуск ампульной продукции.
Кроме того, до 1 марта в Москве ликвидируются все таможенные посты, а товары будут направляться непосредственно в регионы. Затем начнётся вывод таможен из Петербурга. Эта программа принималась, чтобы избавить крупные города от большегрузных автомобилей – одной из причин дорожных пробок.
– Однако лекарственные препараты – не простой товар. Он требует соблюдения специальных правил хранения, лаборатории для анализа и других условий. Сейчас всё это уже практически ликвидировано в Москве, но замены в регионах не создано. А ведь две трети всех лекарственных препаратов проходили таможенное оформление именно в столице, – сообщил источник в фармацевтической отрасли. Увеличение времени оформления и изменение цепочки поставок, естественно, будут заложены в цены.
В общем положение безрадостное – рубль падает, заводы останавливаются, таможни ликвидируются, а в аптеках один импорт. Может ли правительство хоть что-то сделать в такой ситуации? Ещё в декабре глава Росздравнадзора Николай Юргель заявил, что ведомство приступило к разработке антикризисных мер.
– Важно также создать механизм «замораживания» цен на лекарства, закупаемые по государственным программам, и препараты из перечня жизненно необходимых лекарственных средств, – сказал чиновник.
Специалисты же убеждены: влиять на цены государство практически не может.
– По российскому законодательству можно устанавливать только предельную торговую надбавку на цены лекарств из реестра жизненно важных и необходимых средств. Реестр включает далеко не все препараты, предельные оптовые и розничные надбавки в сумме ограничены 40 процентами, и, наконец, если отпускная цена увеличится, то и надбавка возрастёт, – пояснил Геннадий Ширшов.
Единственное, что, по его мнению, может сделать правительство – установить цены на аукционах по обеспечению необходимыми лекарственными средствами – ОНЛС (раньше это называлось ДЛО – дополнительным лекарственным обеспечением льготников), скажем, на 20 процентов ниже. Но ОНЛС составляет лишь пятую часть рынка в денежном выражении.
Директор по развитию портфеля крупной аптечной сети Герман Иноземцев считает, что государство всё-таки может не только это.
– В Европе завод-производитель имеет возможность выпускать препараты с одним международным непатентованным названием, но под разными брендами на одной производственной линии, – рассказал он. – В результате в аптеках стоят не только дорогие брендированные лекарства, значительную долю стоимости которых составляют затраты на международную рекламу, но и их дешёвые местные аналоги, выпущенные под брендом аптеки.
По словам г-на Иноземцева, из-за того, что российское законодательство подобной практики не разрешает, его сеть производит лекарства под своей маркой за рубежом, лишая отечественные заводы заказов на 1 млрд. рублей. При этом препарат, произведённый в России, мог бы стоить на 20 – 30 процентов дешевле импортного аналога. Те же трудности испытывают и другие российские аптечные сети.
В конце декабря Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обнаружила, что аптечные сети с признаками доминирования есть в 51,8 процента городов с населением от 100 до 500 тысяч человек, и пообещала «пресекать попытки устанавливать монопольно высокие цены на лекарства». Звучит грозно, но, если внимательно прочитать доклад ФАС, станет ясно, что в малых городах аптеки вынуждены объединяться в крупные конгломераты, поскольку большим фирмам проще выдерживать задержки и неплатежи по программе ОНЛС-ДЛО.
Здесь ФАС противоречит Минздравсоцразвития, которое регулярно сообщает об идеальном снабжении льготными лекарствами.
«Аукционы по программам ОНЛС и обеспечению лекарственными средствами больных с заболеваниями, требующими дорогостоящего лечения, уже состоялись, и сегодня эти лекарства приобретены по ценам, которые были до ослабления курса рубля. Цены по ним зафиксированы. Обязательства перед льготниками выполняются в полном объёме и будут выполняться также и впредь, – говорится в официальном ответе Минздрава на запрос «НИ». Аналитики соглашаются: в первом квартале 2009 года программа ОНЛС будет выполнена. Проблема в том, что она охватывает не более 20 процентов рынка. Добавим, что, по подсчётам ФАС, в России 73,5 процента аптек принадлежат частным собственникам, а, например, в Москве – более 90 процентов. Это тоже ограничивает возможности госрегулирования.
Герман Иноземцев затрудняется прогнозировать, что будет происходить с ценами на лекарства, ведь, с одной стороны, поставщики повышают цены, а с другой – аптеки не могут их в той же мере поднимать, поскольку снижается покупательская способность граждан. Александр Кузин предполагает, что люди могут отказаться от дорогих (выше 500 рублей) оригинальных препаратов (особенно антибиотиков) в пользу дешёвых аналогов.
По оценкам DSM Group, средняя стоимость упаковки в 2008 году составила более 57 рублей, а средний россиянин потратил на лекарства из собственных средств 1670 рублей (или 67 долларов). При этом, по данным Росстата, ежемесячные подушевые доходы составили 15106 рублей. Подорожание даже на 20 процентов приведёт к тому, что доля лекарств в доходах россиянина, которые вряд ли в 2009 году увеличатся, составит как минимум 13 процентов.