– Давайте для начала всё же напомним читателям, а кого-то, может, и заново просветим, о сути программы. Когда она появилась на свет? На кого рассчитана? За счёт каких средств реализуется?
– Федеральная программа «Жилище» была утверждена Правительством Российской Федерации в 2003 году. Она была рассчитана на людей с невысоким доходом. Ведь после того, как строительство жилья в стране стало бизнесом и оно перестало быть бесплатным для населения, для многих наших сограждан мечта о собственной квартире казалась несбыточной. Программа такую возможность предоставляла. Ипотека, льготное кредитование давали шансы приобретать его. В программу были включены разные категории граждан. Предусматривались также переселение людей из ветхих и аварийных домов, модернизация жилищно-коммунального хозяйства страны. В 2006-м, после послания президента, в котором подчёркивалась социальная значимость жилищной проблемы, федеральная программа стала основой национального проекта «Доступное жильё», который теперь и воплощается в жизнь.
Законом о федеральном бюджете России на его реализацию государство ежегодно выделяет большие средства. В 2007 году был создан Фонд содействия реформированию ЖКХ, которому был дан большой уставный капитал – 250 миллиардов рублей – со сроком реализации его до 2012 года. Средства эти и направляются на решение задачи, которую сегодня можно считать одной из приоритетных в стране. Законом определены нормы и условия участия в проекте регионов. В соответствии с этим выделяются деньги, право воспользоваться которыми каждый претендент должен доказать и заслужить. В Ярославле, население которого около шестисот тысяч человек, почти 10 тысяч из которых проживают в ветхом и аварийном жилье, упор был сделан на его расселение. Это более чем важно в преддверии 1000-летия города. Предстоит расселить порядка 140 тысяч квадратных метров аварийного жилищного фонда.
– Это возможно за счёт чего?
– Во-первых, за счёт федеральной целевой программы «Жилище», в которой очень жёсткие и не очень выгодные для области условия софинансирования. Федеральный бюджет выделяет нам строго определённый процент от требуемой суммы: на следующий год это будет 26 процентов. Например, требуется 300 миллионов рублей, бюджет же предоставил соответственно 80 миллионов, остальные 220 область должна изыскать сама.
Но есть сегодня и вторая программа, которая действует на основании 185-го федерального закона. Для реализации её как раз и был создан Фонд содействия, и тут есть возможность решить проблему с других позиций: за счёт стимулирования инициативы граждан по созданию собственников жилья, привлечения их к управлению домом со всеми вытекающими последствиями. Чем больше собственников, тем у региона больше шансов получить средства на программу по реформированию ЖКХ из Фонда содействия. Да, он ставит определённые условия, зато и выделяемые деньги больше: 57 процентов предоставляет госбюджет, а областной уже 43 процента.
На 2009 год в 185-й закон внесены некоторые изменения. Одно из них, например, позволяет включать в программу по расселению те дома, которые признаны аварийными на 1 января наступающего 2009 года, хотя раньше ограничение касалось домов, признанных таковыми до 2007 года. Весь жилищный фонд области составляет 29 миллионов квадратных метров, и 200 тысяч кв. м аварийного жилья, казалось бы, немного. Тем настойчивее надо решать задачу. А возможность признать дом аварийным, снести его и расселить людей стимулирует работников муниципальных районов.
– Почему такая спешка?
– Суть в том, что в программу расселения по работе с Фондом теперь могут быть включены дома, которые ранее нельзя было расселить. И не надо выполнять все сложные условия, что прописаны в 185-м законе: создавать в поселениях 10 процентов ТСЖ, привлекать частные компании для управления домами и т.д. Схема упрощена. К тому же в этом случае муниципальные средства на расселение не привлекаются – сами знаете, как бедны бюджеты сельских районов. А тут тяжесть софинансирования ложится целиком на областной бюджет.
Надо отметить, что муниципалитеты значительно активизировали свою работу. Не только крупные районные центры, как Рыбинск, Углич, но и небольшие посёлки. Все участники программы уже получили средства из областного бюджета, из Фонда содействия.
Получили их и по старой программе «Жилище». На средства федерального бюджета,областного и муниципального бюджетов вводится в строй шестиквартирный дом в посёлке Каменники Рыбинского района. В Большом Селе частным инвестором построен 27-квартирный жилой дом, в котором 24 квартиры выкуплены под программу переселения. В посёлке Берендеево Переславского района введён в эксплуатацию новый 18-квартирный дом, в городе Данилове куплены 14 квартир в новых домах для переселения из аварийного жилья.
Обязательства, которые стояли перед областью в 2008 году, выполнены. В областной бюджет 2009 года заложены средства на продолжение программы.
– А финансовый кризис не помешает этому? Мы писали о том, что решено приобретать жильё в домах с высокой степенью готовности, что это даёт, расскажите подробнее.
– Сегодня мы действительно делаем упор на приобретение жилья в домах с высокой степенью готовности. Ускоряется процесс расселения граждан из аварийного жилья – это одно. И другое – таким образом мы государственными вложениями поддерживаем строительные организации, которым, несомненно, пришлось бы сейчас очень туго. Помогаем и «дольщикам», уже вложившим в строительство свои деньги и ожидающим в доме квартиры.
Ещё одной мерой поддержки строительной отрасли является приобретение квартир по линии Министерства обороны и Министерства регионального развития. Правительством России разработаны меры стимулирования рынка жилищного строительства в сложившихся условиях финансового кризиса. Создана межведомственная комиссия, куда вошли два больших министерства: регионального развития и обороны, Фонд содействия реформированию ЖКХ – это государственная корпорация, созданная год назад, и агентство по ипотечному жилищному кредитованию. То есть – кредитные организации, держатели средств и координаторы проекта. Министерство обороны вошло сюда с целью приобретения квартир для военнослужащих, увольняемых из армии. Как известно, идёт большая реформа Вооружённых сил, и людей надо обеспечивать жильём. Министерство регионального развития в целом координирует работу по нацпроекту. Оно совместно с Министерством обороны объявило запрос котировок на приобретение готовых квартир для увольняемых военнослужащих и уже уволенных, кому государство планировало выдать жилищные сертификаты. По Ярославской области было запрошено 117 квартир по цене 30 тысяч рублей за квадратный метр. К сожалению, это было сделано только в крупных городах – Ярославле и Рыбинске, исходя из наличия там самого высокого количества проживающих сертификатчиков. И ни одна из строительных организаций области запрос не поддержала, не вышла на торги. Не предложила свою продукцию по такой цене, считая, что она не соответствует вложенным затратам. Цена эта – 30650 рублей за один квадратный метр – установлена приказом Министерства регионального развития. Она формируется из стоимости первичного и вторичного рынка, себестоимости строительства жилья и коэффициента бюджетной обеспеченности, который обычно идёт как понижающий к средней стоимости строительства...
Мы тоже считаем, что она не соответствует реально сложившимся у нас в области условиям, хотя в какой-то мере и возможна. Для этого нужно создать необходимые условия: например, строительная площадка должна быть обеспечена определённой инфраструктурой, чтобы обременения, скажем, такие, как строительство трансформаторной подстанции, прокладка протяжённых инженерных коммуникаций, уже не входили в стоимость объекта. Вот если бы для социального жилья всё это исключить, то можно уложиться в заданную сумму.
Когда мы проводили мониторинг ситуации с целью вывести организацию застройщиков на те котировки, которые были обозначены нам, то предложения поступили в основном от застройщиков областных, то есть имеется в виду Углич, Ростов, Любим, Гаврилов-Ям. Там действуют достаточно активные компании застройщиков, и они готовы продать свои квартиры по заявленным ценам, но, к сожалению, там проживает очень мало военнослужащих, которые бы нуждались в получении сертификатов. И, видимо, поэтому Министерство обороны не сочло необходимым объявлять запрос с такими малыми предложениями.
– А дома какой категории обычно задействованы при программе «Доступное жильё»?
– Мы стараемся не приобретать его на вторичном рынке. А новые, только что выстроенные дома не идут ни в какое сравнение с тем, что строили в 70 – 80-е годы прошлого века. Это, конечно, не элитное, но всё-таки качественное жильё.
– Раньше, бывало, в дом под снос до того, как его признают аварийным, всеми правдами и неправдами старались прописаться как можно больше родственников...
– Есть и теперь такое. Люди надеются и ждут, что если их три семьи живут в одной комнате, то при расселении аварийного дома им предоставят, по крайней мере, три квартиры. Такого не будет. Программа переселения из аварийного жилья ставит целью прежде всего его ликвидацию и действует на условиях 85 – 89-й статей Жилищного кодекса РФ, где, в частности, говорится, что при расселении аварийного жилья гражданам предоставляется жильё «благоустроенное применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому». Это значит, что семья из 12 прописанных человек, занимавшая площадь 20 квадратных метров, и расселена будет на таких же 20 метрах. Однако она сохраняет за собой право на дальнейшее улучшение жилищных условий и с очереди не снимается.
Во всех наших программах жёстко следят за тем, что мы должны дать людям. Бюджетные средства по расселению аварийного жилья мы должны расходовать чётко только на то количество метров, которое семья занимала. Было 30 квадратных метров, значит и предоставить должны те же 30.
– Ни больше ни меньше?
– Трудно учесть всё с точностью до метра, но стараемся. Причём меньше, чем человек занимал, мы предоставить ему не можем. А вот за большее собственнику придётся доплачивать из своего кармана. Даже если «большее» – три – пять метров. Под собственником подразумевается следующее: если квартира была в социальном найме, значит собственником является муниципальный район, и деньги за «лишние» метры платит муниципалитет, который затем выделит семье квартиру. Если человек успел приватизировать старое жильё или получил его по наследству, одним словом, является его собственником, то за эти самые три – пять метров он и должен платить сам. Так записано в Жилищном кодексе, и мы требуем выполнения этих условий. Люди, кстати, готовы брать кредиты в банках, нести определённые затраты. Все ведь понимают, что переселение из аварийного жилья сегодня – одна из немногих программ, по которым строится в области социальное жильё.