– Подготовка к юбилею ведётся уже несколько лет. Какой вклад в эту большую и многоплановую работу внёс уходящий 2008 год?
– Год был в этом смысле очень удачным. Во-первых, 31 мая, в День города, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев принял решение возглавить государственную комиссию по подготовке к нашему юбилею. Это много значит. Во-вторых, 1 октября премьер-министр Владимир Владимирович Путин подписал распоряжение по финансированию программы мероприятий к 1000-летию: первоначальные цифры увеличены практически в три раза, в программу включены все объекты, которые мы отстаивали. Наконец, 3 октября состоялось заседание госкомиссии, первое под председательством президента Медведева, где были рассмотрены и получили полную поддержку наши просьбы о дополнительном финансировании в объёме пяти миллиардов рублей. Там же были даны поручения федеральным ведомствам привести в надлежащий вид за их счёт те здания в Ярославле, которые находятся в их ведении.
Решения очень хорошие, как видите. Появилась уверенность, что надо только работать, и то, что задумано, будет сделано.
Более того, мы начали работать на объектах 1000-летия. На стадионе «Шинник» взялись за реконструкцию южной трибуны. Приступили к производству работ на месте будущего планетария. Стали готовить площадку для будущей галереи «Золотое кольцо» между «казармами» и Бутусовским парком. 30 июня забили первый шпунт в счёт будущих больших работ по благоустройству Волжской набережной. Очень неплохо пошло строительство перинатального центра – с полной уверенностью его ввода в установленные сроки. Развернулись работы по восстановлению и реставрации храмов, по приведению в порядок фасадов исторических зданий в центре города.
Новый мост стал первым пусковым комплексом первой очереди транспортного обхода города Ярославля с необходимыми подъездами к нему. Сейчас мостостроители пошли дальше – на станцию Молот, где будет второй пусковой комплекс первой очереди: средства выделяются в полном объёме, плановые задания выполняются, и работы продолжаются своим чередом. Всё это знаковые объекты с огромными деньгами, которые на сегодняшний день успешно осваиваются.
Люди начинают чувствовать приближение праздника всё более ощутимо. В городе идёт расселение аварийного и ветхого жилья. Всё, что планировалось на этот год, мы выполняем как за счёт средств города, так и за счёт средств государственного Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Строится жильё. Правда, введено его будет несколько меньше, чем планировалось – примерно 250 тысяч квадратных метров. Построены и начали работать новые торговые центры – «Рио», «Глобус».
– К строительным делам мы к концу нашего разговора ещё вернёмся, если вы не против. Они стоят того, чтобы остановиться на них подробнее. Извините, что перебила, вы ведь ещё не закончили.
– Следует сказать, что в порядке подготовки к 1000-летию большое внимание уделяется проблемам транспорта. В прошлом году мы купили 68 новых автобусов, в 2008-м покупаем 40 новых троллейбусов. Продолжаем разрабатывать проектную документацию по реконструкции улично-дорожной сети и подходам к объектам 1000-летия. Это тоже предусмотрено распоряжением Правительства Российской Федерации, и нам тут предстоит освоить 5,8 миллиарда рублей.
Работа большой важности – новая транспортная схема города. Она объединит многое из того, что сказано, откроет городу в полном смысле слова второе дыхание. Один из главных и самых затратных объектов новой транспортной схемы – Карабулинская развязка. Здесь уже выполнен ряд работ, согласована проектная документация.
Но тут появляется то самое «но». Наступили август, сентябрь, а вместе с ними первые признаки глобального кризиса, который стал ощущаться в России.
– И первой пошла под нож Карабулинская развязка, о которой говорится уже несколько лет, которая так нужна городу и без которой снять напряжение с Московского проспекта и центра города, кажется, невозможно?..
– С учётом того, что объём финансирования по ней требуется очень большой, принято решение её не вводить в 2010 году, как предполагалось раньше, а приступить в 2010 году к основным работам.
– В перечне объектов улично-дорожной сети, попадающих под реконструкцию к 1000-летию, тем не менее значится расширение и обустройство Московского проспекта и, что особенно обращает на себя внимание, строительство моста через Которосль на Московском проспекте. Ещё одного? Объясните подробнее, пожалуйста.
– Действительно, речь идёт ещё об одном мосте, который должен появиться в районе гостиницы «Юбилейная». Он – часть проекта, направленного на то, чтобы убрать транзитный транспорт с Богоявленской площади и создать возможность для обхода исторического центра. Вторая задача этого проекта – открыть дорогу транспорту в новую зону притяжения города, какой станет подарок президента – концертный зал на берегу Которосли (на месте стадиона финансового училища). Автомобили, которые едут из Москвы, спустятся с Московского проспекта вниз, к реке, пройдут под дамбой и вынырнут на другом берегу Которосли в районе Мукомольного переулка. Развязка будет напротив Спасского монастыря на острове, где сейчас лодочная станция.
Дальше по Которосльной набережной можно будет ехать до Толбухинского моста и по проспекту Толбухина куда угодно. Естественно, Которосльная набережная при этом расширяется, становится трёх-четырёхполосной, предусмотрено берегоукрепление.
– Времени остаётся катастрофически мало! Самое страшное, если перекопаем, а потом, не дай Бог, случится что-нибудь, и в таком перекопанном виде и встретим 1000-летие.
– Вот этого нам не надо! Кризис, конечно, может сыграть с нами нехорошую шутку. Если финансирование будет подтверждено, всё будет в порядке. Если «отрежут» половину, придётся думать, что строить – планетарий или стадион, дорогу на север или на юг. Но пока предпосылки хорошие, и мы надеемся, что получим федеральные деньги в полном объёме. Хотя беспокойство, конечно, есть. Нам ведь ещё софинансирование надо выдержать. Все запланированные объекты предполагают солидарное участие областного и местного бюджетов.
– Я правильно вас поняла? Несмотря на кризис, ни от чего из программы подготовки к 1000-летию мы всё-таки не отказались?
– Пока ни от чего. У нас есть очень серьёзные документы, которые я назвал в самом начале. Все они свежие, подтверждены решениями президента и премьер-министра. Если в России будет в целом секвестр, то секвестируют и нас. Разговор на эту тему идёт, такие предположения реальны, тогда нечего делать, поясок придётся затягивать.
– Очень серьёзное дело – упомянутое вами софинансирование. Выдержим ли?
– На сегодняшний день мы обеспечиваем его в полном объёме. И будем до последнего держаться, чтобы его обеспечивать. В крайнем случае будем выходить в правительство, чтобы изменили соотношение. Сейчас в основном оно выглядит так: 80 процентов – федеральные деньги, 20 процентов – мы с областью пополам. Здесь чистый паритет, как с губернатором договорились, так оно и идёт. Надо отдать должное Сергею Алексеевичу Вахрукову: во многих важных решениях, принятых в Москве в связи с 1000-летием Ярославля, – заслуга губернатора. С его помощью многие вопросы в Москве стало решать легче.
– А как обстоит дело с юбилейными объектами, которые предполагалось построить за счёт инвесторов?
– В принципе, у большинства частных инвесторов, в том числе иностранных, сейчас есть вопросы по финансированию. Хотя они работают, однозначного отказа от своих намерений с их стороны нет. Но просят помощи, руководство области и города по возможности им помогает. Не «живыми» деньгами, конечно. Ходатайствуем в высоких инстанциях в предоставлении им кредитов и т. п.
– Одно из важнейших мероприятий к 1000-летию – уже упомянутое вами расселение аварийного и ветхого жилья. Как идёт эта работа?
– На момент принятия программы расселения в 2006 году в непригодном для проживания состоянии находились 383 жилых дома (192,8 тысячи квадратных метров), в них проживало 4754 семьи. С тех пор, по данным на конец ноября нынешнего года, расселено 139 домов (59500 квадратных метров), где проживало 1205 семей. В целом улучшили жилищные условия 3060 человек.
В последнее время хорошая помощь пошла со стороны госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Первые два транша мы получили, активно ведётся подготовка третьего. Есть поручение президента и понимание Фонда о приобретении жилья для расселения у частных инвесторов – при условии высокой степени его готовности, до 90 – 95 процентов. Тогда его можно ввести не более, чем за шесть месяцев. Мы готовим предложения по участию в этой новой программе, в результате мы сможем дополнительно купить жильё за счёт Фонда.
– Остро стоит проблема с детскими садами в Ярославле. Для многих семей лучшим подарком к 1000-летию стала бы возможность отдать ребёнка в детский сад. В последнее время город стал серьёзно заниматься этой проблемой, а сейчас, вроде, опять всё затормозилось?
– У нас намечено вводить по одному детскому саду в год, плюс один сад в задел. Но 2009 – 2010 годы могут внести в эту программу изменения, связанные с сокращением финансирования и увеличением продолжительности строительства. Есть предпосылки к тому, что бюджет будет испытывать трудности, а это чисто бюджетные стройки, городские, никаких федеральных и региональных денег тут нет.
– Можно ли надеяться, что в будущем году один садик всё-таки будет введён?
– Не могу сказать. Документация готова, конкурс на генподрядную организацию проведён, а сможем ли мы его построить или нет, станет ясно в мае. Мы ожидаем самую тяжёлую ситуацию с поступлением средств в бюджет в марте-апреле, и это сразу почувствуется.
– И сколько времени будет чувствоваться, как вы думаете?
– До лета, я думаю. А дальше начнём постепенно выбираться. Надеюсь.
– Удастся ли сохранить в этих условиях строительный комплекс? В нём ведь заняты тысячи людей.
– Не знаю. Если не будет решения по кредитованию строителей, то их ждёт печальная перспектива. В чём парадокс? Дом строится за счёт двух источников финансирования: первый – деньги частных инвесторов, второй – кредиты банков, которые позволяют начать строительство, выйти на первые этажи, и, когда строительство развернулось вовсю, люди начинают вкладывать в него свои средства.
Сегодня ситуация такая: у нас много жилья в заделе, в разной степени готовности. Но чтобы ввести дом даже с 90-процентной готовностью, нужно где-то взять деньги на достройку. Их можно найти тремя путями. Первый – если это касается жилья для расселения «аварийки» – из Фонда. Второй – привлечь дополнительные частные инвестиции на оставшиеся непроданные квартиры. Третий – взять кредит в банке.
Начнём с Фонда. Как я уже говорил, он имеет свои правила и может приобретать только недорогое социальное жильё. По этой схеме мы в 2009 году предполагаем купить порядка 7 тысяч квадратных метров. Частные инвесторы, то есть жители, денег не дают. Они боятся, что их деньги угробят, и они никаких квартир не получат.
Банки на кредитование строек денег тоже не дают: большие риски. Или дают под 30 и больше процентов, что делает всю затею бессмысленной.
Так что кто-то должен поверить кому-то. Или частные инвесторы конкретному застройщику в том, что они получат от него свои квартиры. Или банк застройщику в том, что он взятые деньги не пропьёт и не отдаст в счёт погашения долгов другому банку, а израсходует их по назначению.
– Можно ли рассчитывать, что в такой ситуации квартиры упадут в цене?
– Может быть, и упадут, но немного – процентов на 10, я думаю. И то не всякое жильё, а может быть, предназначенное для переселения – то, которое в основном построено. Но и это вилами на воде писано. Когда в результате сокращения на предприятии доход семьи оказывается ноль, то здесь и 50 процентов не помогут. А заделов жилья с высокой степенью готовности в городе порядка 250 тысяч квадратных метров. Из них примерно половина не продана. Иначе говоря, инвестиции собраны только наполовину.
– Да, серьёзные дела. Где же всё-таки зарабатывать на хлеб нашим многочисленным строителям? Будут, хочется верить, стройки 1000-летия, но вряд ли они займут всех.
– Ситуация тут своеобразная. Народу в строительной отрасли занято действительно много, но ярославцев, дай Бог, – 50 – 60 процентов. В основном на стройках «привозная» рабочая сила, особенно на тех местах, где работа попроще. Квоты на «привозную» силу будут сокращаться, освобождая места для наших строителей. В Москве, насколько я знаю, квота сокращена уже в два раза.