Вроде бы всё сделано правильно: народ устал от странноватых жидкостей, которые и в тепле не киснут, и на огне не кипят, называясь при этом молоком. Однако радоваться рано: как известно, суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения.
К примеру, часто ли нам приходится покупать в магазинах продукты с надписью: «Генетически модифицированные продукты» (производитель обязан предупреждать потребителя о том, что его товар содержит ГМП)? Можно биться об заклад – если и есть об этом упоминание, то исключительно в контексте полной продуктовой чистоты. Однако наука говорит об обратном – по словам преподавателя генетики кафедры зоологии и морфологии ЯрГУ имени Демидова, кандидата биологических наук Инны Мечеславовны Прохоровой, весь лецитин, без которого сегодня не сделаешь ни одной шоколадки, генетически модифицирован. Кстати, и соя, из которой полностью или в большей степени делают шоколад ценой подешевле, тоже в этом смысле того-с... Конечно, если бы на плитке было написано крупными буквами «генетически модифицировано!», народ бы задумался. А так, когда подобная надпись мелкими буквами на внутренней стороне упаковки...
Так мы, собственно, о молоке и новом регламенте. Точнее, о старом. И даже не о регламенте, а о ГОСТе, в котором, по словам заместителя директора по качеству ОАО «Ярмолпрод» Ольги Семёновны Ковалёвой, тоже имелась подобная статья, подразумевающая, что производитель обязан предупреждать потребителя о том, что молоко «восстановленное», поскольку приготовлено из порошка. Кто помнит таковое на прилавках? Ну, может быть, тот, кто застал мизерный промежуток времени между советской стеклянной молочной бутылкой и российским тетрапакетом.
Таким образом, для молочников новый регламент принёс не столько заботы по реорганизации предприятия, сколько мелкие и досадные хлопоты по трансформациям упаковки: вместо знака соответствия качеству пришлось вводить знак обращения на рынке. Не так это просто – ради малюсенького значка новые лекала заказать. Да вот хоть сами документы, сопровождающие продукцию, которая сертифицирована по-новому, размножить – уже за-траты.
Впрочем, главное-то разочарование ждёт нас, потребителей. Конечно, пить непонятно что под названием «молоко» досадно, да и для здоровья не полезно. Но вся беда в том, что теперь молока восемь месяцев из двенадцати вообще днём с огнём не сыщешь. Что делать летом, когда молока явно больше, чем комбинаты могут переработать в потребляемые немедленно продукты? Крестьянам отказывать? Так они, бедные, тогда и вовсе по миру пойдут. Остаётся только одно – перерабатывать молоко в порошок. И что делать, допустим, в феврале, когда коровы находятся на стойловом содержании и продукт, ими производимый, мало напоминает даже обрат? Смешивать его со своевременно подготовленным порошком, чтобы всё это можно было пить... Таким образом, потребитель, высоко ценящий своё здоровье, должен будет всю зиму отказывать себе в молочном белке, жире и кальции. Да и менее требовательным не позавидуешь... Потому что порошок порошку рознь.
Кто-то из производителей высоко держит марку и сублимирует природный продукт, сохраняя все его ценные свойства – попросту говоря, вымораживает молоко. Кто-то работает проще, обрабатывая продукт высокими температурами. Тут часть витаминов, естественно, утрачивается, да и жиры с белками трансформируются, становясь куда менее ценными для человеческого организма. А кто-то и вообще «не заморачивается», намешивая к будущему напитку соевый белок и тот же лецитин. Но на выходе в торговую сеть и в первом, и во втором, и в третьем случаях получаем что? Правильно, молочный напиток! А чем один отличается от другого и от третьего – поди разберись. При этом первый вариант практически ничем не отличается от натурального молока, а третьим вполне допустимо стены под обои грунтовать.
Конечно, новый регламент подразумевает более подробную информацию на упаковке. А что значит «более подробную»? Это значит – мелкими буквами. Производители шоколадок давно взяли подобный метод на вооружение – почитайте на досуге фантик от «Сникерса», только не забудьте увеличительное стекло и... валидол.
– Мы не можем говорить о том, сколько наших коллег допускает использование в своей продукции совсем не молочных компонентов, – замечает Ольга Семёновна, – но дистрибьюторы предлагают нам такую продукцию довольно часто. И очень удивляются, когда мы от неё отказываемся.
С терминологией в новом регламенте вообще тяжко. Ну ладно, если в сливочном масле имеются растительные жиры, его можно рискнуть назвать спредом. А вот, допустим, йогурт. Его-то по технологии без порошка вообще не сделаешь, как, например, портвейн не соорудишь, не погасив в нужный момент брожение винограда. Так как теперь йогурт называть – напиток йогуртовый? Но это хорошо с теми продуктами, которые пьют. А сметана с творогом? Видимо, скоро не будет и их – будут сметанки и творожные массы. С кефиром что делать? Если он из восстановленного молока, это уже не кефир. Или это ещё не кефир. Это напиток!
От всей этой терминологической путаницы так и тянет на рынок. К хозяюшкам, что продают продукт натуральный настолько, что в нём ложка стоит. Как пояснили в лаборатории ветеринарного контроля Центрального рынка Ярославля, на частников требования нового регламента не распространяются. В частном подворье действительно трудно представать себе такие агрегаты, как сублиматор, например. Впрочем, и здесь есть узкие места – крестьяне редко возят в город молоко. Гораздо чаще в молочных рядах торгуют уже концентрированным продуктом – сметаной и творогом. Правда, на Центральном рынке нравы пасторальные – и постоянным покупателям «свой» продавец завсегда привезёт литра три настоящего деревенского продукта, даже при взгляде на который хочется жить в деревне. Но и обойдётся это горожанину, сами понимаете...
Что в очередной раз заставляет вспомнить хрестоматийное: хотели как лучше...
Авторы нового регламента ставили перед собой благую цель – слегка поднять цены на натуральное молоко и заставить тех, кто без меры «бодяжит», снизить стоимость своей продукции. И, похоже, нарвались на то, что «молочный напиток» будет стоить не дешевле сегодняшнего молока. А с чего ему стоить дешевле – кто-то закупочные цены ниже сделал? Или порошок, из которого делают «зимнее» молоко, обходится в копейку? Ведь по сути-то это то же самое молоко, слегка прокатившееся на технологической «машине времени». При этом само определение «молочный напиток» позволяет внедрять в него самые смелые технологии. Часть из них действительно уменьшает себестоимость молока. Но цену по этому поводу снижать... Ищи дураков – чтобы каждый покупатель догадался, что дело нечисто... По нашим временам лучше прибыль дополнительную извлечь. Зато уже, если на пакете написано «Молоко», держи карман шире! Есть за что деньги платить: тут уж точно – без малейших примесей. Хотя... Если на клетке слона увидишь надпись «Буйвол»...
Через день после вступления в силу требований нового регламента мы прошлись по нескольким крупным продуктовым магазинам, дабы определить, насколько изменился рынок молочных изделий. Ни в одном из них не удалось найти ни одного товара, который бы был заявлен в качестве молочного напитка. На прилавках стройными рядами громоздились пакеты с молоком. А на дворе меж тем декабрь. И пасутся коровы отнюдь не на лужайках...