Однозначный ответ на этот вопрос дать довольно сложно. Прежде всего, потому, что изменения ситуации на рынке труда региональные власти могут отслеживать и реагировать на них в пределах своих возможностей. Тем не менее наши областные власти стараются сделать для ликвидации последствий кадрового кризиса всё, что в их силах. Более того – интенсивно ведут поиски «ассиметричных ответов» на вызовы времени. Ситуация усугубляется тем, что разработанные на средне- и долгосрочную перспективу программы формирования рынка труда сегодня нуждаются в принципиальных корректировках. И корректировать их приходится едва ли не ежедневно – в зависимости от того, как меняется ситуация.
По словам заместителя директора департамента государственной службы занятости населения Ярославской области Светланы Фёдоровны Хобиной, только за октябрь – ноябрь в нашей области 33 предприятия заявили о предполагаемом высвобождении 8566 человек. За 3 – 9 декабря к ним добавились ещё 774 потенциальных безработных. То есть процесс набирает силу – и далеко не факт, что мы прошли пик увольнений.
У сотрудников службы занятости увеличение количества безработных не единственная головная боль. Параллельно набирает силу и ещё один процесс – отзыв вакансий, которые работодатели размещали в службе занятости. За минувший месяц отозвано 5142 вакансии. Статистически это не позволяет говорить о том, что рынок труда у нас рухнул: соотношение количества рабочих мест к количеству реальных вакансий поднялось с 1,1 (на одиннадцать безработных – десять свободных рабочих мест) до 1,2 (десять рабочих мест на 12 человек, ищущих работу). В принципе это не катастрофа – всякого вошедшего в здание службы занятости встречает стенд, на котором не в изобилии, конечно, но имеются вполне «живые», причём порой весьма интересные вакансии. Другой вопрос, что и кризису не видно ещё не только конца – уменьшения негативных тенденций ждать придётся, по наиболее оптимистичным подсчётам, месяцев восемь.
Что в этой ситуации может предложить жителям области служба занятости?
Во-первых, конечно, государственный стандарт поддержки – тем, кто потерял работу: пособие, которое согласно имеющимся документам, повышено. С января нижний уровень его равен 850 рублям, верхний – 3400 рублям (было соответственно 781 и 3124). На все эти цели деньги зарезервированы – в тех пределах, которые могут потребоваться, даже если безработных в регионе прибавится в большей степени, чем прогнозируется согласно данным мониторинга. Кстати, изменение динамики на рынке труда наш департамент отслеживает ежедневно, и каждую неделю эти данные уходят в Гоструд – федеральную структуру, отвечающую за вопросы занятости.
Одно серьёзное «но»: документов, согласно которым пособие с нового года повышается до 4900 рублей, в ярославском департаменте государственной службы занятости населения пока нет. Но есть ещё время до января – премьер Правительства РФ вряд ли в такой сложной ситуации будет бросать слова на ветер.
Вторая весьма важная составляющая работы департамента службы занятости – профессиональное обучение. Здесь безработный может не просто приобрести профессию, более затребованную на рынке труда в настоящий момент, но и отчасти компенсировать потерю заработной платы, поскольку в некоторых случаях может рассчитывать на стипендию, а срок обучения новым профессиям может быть разным – от недели до полугода. Кроме всего прочего, это же ещё и возможность выиграть время, поскольку кризисы имеют обыкновение заканчиваться.
Конечно, будет расширяться и перечень общественных работ, который тоже разрабатывает служба занятости. Правда, нужно сделать оговорку: общественные работы – это неквалифицированный труд. И здесь есть серьёзные опасения касательно того, что большую часть безработных можно будет «организовать» таким образом. Дело в том, что Ярославская область – регион специфический и у нас работу теряют не только неквалифицированные рабочие, но и «рабочая аристократия», и «белые воротнички» (из тех, например, что занимались перенаправлением ныне иссякнувших финансовых потоков). Для того, чтобы они согласились на расчистку улиц или сортировку сельхозпродукции, им придётся серьёзно поменять своё мировоззрение, что, естественно, требует не одного дня.
Конечно, здесь может помочь весьма сильная служба психологической поддержки, работающая в системе департамента со дня его основания. Однако нужно иметь в виду, что и психологи сегодня сталкиваются с задачами, которых им до сих пор решать приходилось нечасто. Одно дело снять стресс у человека, потерявшего работу, когда за ним буквально гоняются различные работодатели, и совсем другое – когда сокращения в регионе становятся массовыми.
Вообще с представителями рабочего класса значительно проще. Для них, к примеру, департаменту удалось найти немало вакансий за пределами области: в Архангельской области, где в городе Северодвинске необходимо ремонтировать подводные лодки, и в городе Королёве Московской области (это, считай, совсем рядом) – в НПО «Энергия». В этих регионах можно работать довольно долго, потому что там имеется вся необходимая инфраструктура, в том числе жилплощадь. Кстати, располагают эти регионы и общежитиями для семейных.
Ещё один вариант – вакансии в силовых структурах, постоянно испытывавших дефицит кадров. В УФСИН не хватает охранников и инспекторов, в милиции – инспекторов ППС... Конечно, на случай кризиса – и это вариант, но Светлана Фёдоровна особо подчеркнула, что случайные люди на таких весьма специфических должностях не нужны – и поэтому такое трудоустройство осуществляется на специализированных ярмарках вакансий для желающих служить в силовых структурах.
При этом, естественно, очень трудно ожидать от регионального департамента решения всех вопросов по трудоустройству безработных (говоря шире – борьбы с безработицей как с социальным явлением). Просто потому что кризис, эту безработицу вызвавший, не зря называется глобальным. Руководство области делает всё, что возможно на его уровне, чтобы рынок труда в регионе сохранился. Другой вопрос, что здесь есть как минимум три составляющие, серьёзно осложняющие эту задачу в масштабах всей страны.
Первая – социальная. Нашему народу в массе чужда протестантская этика. В отличие от того же американца, который, разорившись с собственным (порой – весьма высокодоходным) бизнесом, спокойно идёт работать таксистом или массажистом, наш человек, как правило, статусом своим дорожит. И в одночасье эта особенность национального характера не изменится.
Вторая составляющая – инфраструктурная. Те преимущества, которые Ярославская область имела перед соседями по региону, в одночасье стали обременениями для нашего рынка труда. Те же Костромская, Ивановская, Владимирская области пока не столкнулись со столь же сложной ситуацией, как наш регион, или, к примеру, Вологодская область. А всё потому, что в перечисленных регионах довольно ограниченный рынок труда – столь крупных предприятий, как наши дизелестроительные концерны, нет и в помине. Вследствие этого работодатели довольно слабо зависят от партнёров в других регионах и от банковской сферы. Партнёров можно поменять, а жить в кредит здесь так и не смогли привыкнуть. Конечно, после исправления ситуации наши приоритеты вернутся, но когда это произойдёт, пока неизвестно.
И третья составляющая, на которую государство пока не в силах повлиять напрямую, – позиция работодателей. Чем крупнее предприятие, тем более панически ведёт себя его руководство в отношении трудовых ресурсов. Конечно, тем самым решаются насущные проблемы, но закладывается база для существенно больших «перекосов» в отдалённой перспективе. Наёмному работнику весьма непросто забыть, как с ним обошлись ещё совсем недавно. И далеко не факт, что при возникновении вакансий на своём прежнем предприятии он будет относиться к этому как к внезапному счастью. Тем более, если к тому времени сумеет приобрести другую профессию.
Предпринимателей понять легко – они впервые за десять лет оказались в ситуации, когда с наёмными рабочими можно не особенно церемониться (тут, впрочем, уже начинается поле деятельности инспекции по охране труда). Но сегодня, когда первый шок от кризиса прошёл, самое время задуматься о том, как оптимизировать работу крупных предприятий, не «перегревая» рынок безработицы. Конечно, ресурсы у департамента государственной службы занятости населения Ярославской области имеются. Но сегодня забота о сохранении (и даже приумножении) рабочих мест должна стать одной из главных национальных задач не только для областного руководства.