Место проживания в этом смысле не имеет абсолютно никакого значения. Практически любой отдалённый район располагает неким «бутылочным горлышком», в котором тормозится утренний или же вечерний транспортный поток. Для жителей Заволжского района таким местом является Октябрьский и Юбилейный мосты, для обитателей Нефтестроя и Суздалки – часть Московского проспекта от железнодорожного вокзала до начала Тормозного шоссе, для брагинцев – остановка «Завод сантехзаготовок». При этом есть тенденции к усугублению ситуации.
Если года четыре назад жители Заволжья молились, чтобы аварии не случилось на мос-ту, а южный жилой район того же просил касательно района перекрёстка Московского прос-пекта и улицы Наумова, то теперь для полуторачасового путешествия на работу аварии вовсе не обязательны. Транспорт без препятствий в означенных местах на протяжении трети своего пути движется со скоростью пять километров в час. Когда же они появляются, пробки вытягиваются на многие километры.
Самый свежий пример: вчера в начале Московского прос-пекта по направлению к центру города заглох «пазик»-маршрутка. Движение остановилось от остановки «Институт» до «Большой Фёдоровской». Сколько времени среднестатистический троллейбус тратил на это расстояние, осталось неизвестным – быстрым шагом его удавалось преодолеть за 20 минут.
В этом смысле человеку, дорожащему временем, можно и не рисковать, а выходить на работу с учётом «шаговой доступности» (мечта мэра Москвы Юрия Лужкова, изнурённого пробками уже довольно давно). Правда, из указанных районов до центра города добираться таким образом придётся часа два с половиной, а то и три. А если человек живёт, допустим, в Брагине, а работает на ЯШЗ?
– Вставать приходится в шесть, чтобы в начале седьмого выйти к остановке. Да и то, бывает, приходится штурмовать троллейбус, чтобы к проходной вовремя попасть, – делится своими переживаниями ветеран завода Виктор Петрович. – А что делать? Сегодня никто слушать не будет о том, что на работу не добраться. Работодатель только и смотрит, как бы найти повод уволить. Опоздал? Нарушение трудовой дисциплины, расчёт в зубы – и до свидания.
Между прочим, Виктору Петровичу отчасти повезло: он добирается на завод одним видом транспорта. И часто бывает так, что на первом подошедшем троллейбусе уехать ему не удаётся, поскольку в таком же положении находятся и остальные рабочие, которым тоже позарез нужно успеть. Поэтому поездка на общественном транспорте в районе семи – половины восьмого утра часто напоминает вольную борьбу. Или, если угодно, борьбу поневоле…
Естественно, на первый план в этой ситуации выходят извечно русские вопросы: «кто виноват?» и «что делать?». Виноватых можно найти, естественно, полную энциклопедию. Да хоть тот же князь Ярослав. Зачем город обосновал таким образом, что теперь куда ни кинь – всюду мост? Или совет-ское руководство – строило так, что теперь промышленная зона делит город на «бублики». Первый – внутренний: старый город с улицами шириной в две телеги. Второй – средний (та самая промзона), куда ежедневно устремляются огромные фуры. И третий – внешний: спальные районы, где основная часть населения живёт и откуда она ни въехать толком, ни выехать не может. Опять же, если раньше личный автомобиль был достоянием избранных, но на волне недавнего экономического бума он въехал чуть ли не в каждую семью. И хотя бум, мягко говоря, поиссяк, авто меньше не стало. И дороги, в некоторых местах построенные ещё при царе Горохе, шире не стали.
При этом каждый автомобилист торопится, но далеко не каждый умеет это делать, не создавая аварийных ситуаций на дороге. Сотрудники ГИБДД не берутся судить, насколько велика роль нарушителей дорожного движения в статистике возникновения «пробок». Поименовать служителей закона мы не можем, ибо по инструкции они общаются с представителями прессы только в письменном виде (закон, кстати, обязывает их реагировать на запросы печатных СМИ в течение месяца). В анонимной же своей ипостаси инспекторы отмечают, что чаще всего в «часы пик» аварии возникают в результате непредсказуемых манёвров водителей при перестроении из ряда в ряд и… отсутствия опыта движения в плотном потоке. То есть разницу между сорока и тридцатью километрами в час ощущает не каждый водитель – до тех пор, пока на этой маленькой скорос-ти не соприкасается с соседом по потоку. Ну, правильно, люди ж торопятся. И результатом этой торопливости чаще всего является многочасовое созерцание ползущих мимо товарищей по несчастью.
Ну, хорошо… Водители виноваты хотя бы в том, что хочется им ехать. Так ехать всем хочется – с пробками-то что делать? Тоже великий русский вопрос.
И ответ на него что-то не просматривается: вон Москва – уж сколько транспортных колец напридумывала, каких развязок понастроила, а воз и ныне там. В этом смысле было бы опрометчиво надеяться на столь часто вспоминаемую Карабулинскую развязку. Построят её в конце концов, не построят… Жить-то надо уже сегодня. И, в общем, «эликсир жизни» извес-тен – перенаправление транспортных потоков и уменьшение их плотности. Какие-то меры в этом направлении принимаются: к примеру, пригородные автобусы теперь не едут по всему городу из его центра – их маршруты берут начало на окраинах. С окончанием строительства развязок Юбилейного моста вовсю заработают южная и северная окружные дороги… Но это всё, грубо говоря, капля в море. Реально же ситуацию может изменить полное исключение центра города из транспортной схемы. Но тут одной только Карабулинской развязкой не обойдётся, а нам и её пять лет ждать.
Что тут будешь делать? Только одно – больше ходить пешком. Правда, тогда и по тротуару не протиснешься. Будем ждать метро?