Такая мера против любителей аварийной езды, по замыслам ГИБДД, предполагает внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях и установление ответственности за неоднократные правонарушения Правил дорожного движения. Также Госавтоинспекция предлагает ввести в закон об ОСАГО новые коэффициенты за неоднократное нарушение физическими лицами Правил дорожного движения и юридическими лицами Правил организации пассажирских перевозок.
Надо сказать, что в совет-ские годы успешно работала система «трёх дырок». Нарушил правила – получи прокол в правах. Третий прокол – лишение прав. После перестройки в России работала балльная система: набрал за год 15 баллов – и от машины свободен. Потом всё это отменили. А сейчас вновь готовы вернуть.
По словам заместителя начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения Владимира Кузина, главная беда на наших дорогах – это злостное и даже демонстративное игнорирование правил. Каждый год фиксируется более 40 миллионов нарушений. Ужесточение ответственности за невыполнение некоторых требований ПДД сыграло свою роль: количество аварий, в которых пострадали люди, сократилось на 7 процентов, количество погибших в ДТП – на 11 процентов. Это произошло после того, как жёстче стали карать за пьянство, выезд на встречную, штрафовать за непристёгнутый ремень безопасности. Ответственность, которая больно бьёт по карману, эффективна.
По мнению генерала Кузина, имея под рукой такой механизм, как обязательная страховка, грех им не воспользоваться в целях повышения безопасности на дорогах. То есть ввести наряду с территориальным, возрастным коэффициентом, коэффициентом на мощность двигателя и на аварийность ещё и коэффициент злостного нарушителя. Как будет рассчитываться такая страховка? Например, если человек за год страховки ни разу не попадал в аварию, но несколько раз проехал на красный свет, выехал на встречку там, где это запрещено, регулярно превышал скорость, например на 50 км/час, то за это страховая компания оформит полис на следующий год с повышающим коэффициентом. Он заплатит за страховку значительно больше и, возможно, в следующем году будет более внимательно относиться к правилам.
Кстати, сама система «бонус-малус», которая позволяет повышать стоимость полиса, если человек оказался виновником аварии, или понижать за безаварийную езду, заработала только в этом году. Ведь до недавнего времени при смене автомобиля страховая история автовладельца начиналась с нуля. Да и не было единой базы данных. Сейчас эта система «поощрения и наказания» действует, но с многочисленными нюансами.
Единой базы страховщиков и ГИБДД сейчас нет в принципе. Поэтому предложение ГИБДД потребует проработки такого информационного взаимодействия.
В общем, введение балльной системы – пока только предложение. И во что оно выльется – ясности нет.