Около месяца назад власти города решили убрать трамвай из центра города, заменив его троллейбусом. Чиновники считают, что трамвай очень дорогой. Один вагон стоит 6,5 миллиона, а автобус – в три раза дешевле. Выходит, что выгоднее купить три автобуса? Доводы трамвайщиков таковы: трамвай вмещает в себя в два раза больше пассажиров. Плюс – один водитель трамвая-двушки заменяет четырёх водителей автобуса, только на их зарплате экономия 300 тысяч рублей в год! Трамвай может работать лет сорок, в то время как автобусы – максимум 15. Маршрутки заставляют менять каждые 2 – 3 года. В Риме до сих пор ездят на трамваях 1939 года выпуска, а в мальтийской Валетте – и вовсе на рогатых 1898 года рождения. К тому же трамвай очень прост, и у него не так много механических узлов, которые быстро изнашиваются, и поэтому его ремонт быстр и дёшев. Бензин нынче дорог и будет всё дороже. Электричество же гораздо экономичнее. К тому же поедающие горючее автобусы бешено его расходуют на каждом торможении и разгоне, а электротранспорт при торможении, наоборот, энергию собирает в аккумуляторы, что позволяет экономить 30 процентов.
Один трамвайный вагон перевозит 224 пассажира. Два (на языке транспортников – поезд) – почти полтысячи ярославцев. Чтобы заменить такой «поезд», потребуется 34 «Газели» или 10 «пазиков».
Трамвай убрали с Красного Перекопа. Взамен пришёл 19-й автобус, который ходит крайне редко. И красноперекопцы стали пользоваться маршрутками. Они дороже, да и льгот студенты и пенсионеры там не имеют. Теперь городские власти хотят убрать трамвай из центра, ликвидировав 1-й, 3-й, 7-й маршруты.
– Ликвидация трамвая на «пятёрке» и в центре по улице Большой Октябрьской, – говорили участники акции, – затронет интересы работающих на моторном заводе жителей «пятёрки», постоянно пользующихся трамваем, чтобы доехать на смену, ухудшит положение пенсионеров и социально не защищенных слоёв населения.
Но большинство ярославцев спокойно смотрят на эту проблему. Шумный трамвай, от которого в прилегающих к маршруту его прохождения домах трясутся стёкла, не любят. Водителям машин мешают рельсы.
Защитники трамваев пытаются объяснить, что трамвай может быть бесшумным, если нормально укладывать пути. А ещё они пишут письма во все инстанции, но ничего не помогает. Инициативная группа «Защитим трамвай» – всего шесть человек, и опыта проведения уличных акций у неё нет, поэтому трамваелюбы обратились к «профессионалам». Движения «Социалистическое сопротивление» и «Вперёд» – завсегдатаи митингов протеста по любому поводу. Недавно они протестовали против единого госэкзамена, затем отметились на годовщине революции 1917 года. Ребята организованные и способны махать флагами. Достаточно придумать парочку речовок и слаженно их горланить.
Десяток полупрофессиональных митинговщиков создавали вид массовости, а два «трамвайщика» собирали подписи. Говорят, что сбор подписей проходит в течение месяца и уже тысяча ярославцев поставили свои автографы под петицией с просьбой защитить трамвай. Продолжилось это и на пикете.
Первая акция вышла комом. От трамвайщиков пришло всего два человека. Один – ученик 11-го класса Игорь Воронов – в силу своего возраста не мог внятно отвечать на вопросы противников трамвая. Другой – водитель трамвая Ярослав Романов – ещё не привык к публичным выступлениям. Но для них обоих трамвай – любимый вид транспорта. А для Ярослава – это ещё и место работы. Поэтому они готовы отстаивать его всеми силами. Услышит ли их власть?
В ноябре быстро темнеет, и трамваи проезжали мимо митингующих и скрывались в темноте. Наступят ли для электротранспорта светлые дни?