Светофор на дороге, как маяк в море: без него никуда. Малейшая его неисправность – это пробки, стрессовые ситуации, обострение отношений между водителями и пешеходами. А отсутствие светофоров зачастую становится причиной серьёзных ДТП, в которых нередко гибнут люди. В редакцию «Северного края» часто поступают обращения читателей, в которых они указывают опасные адреса, где не хватает светофоров. Например, на Красной площади и площади Волкова нужно поставить по электронному регулировщику – убеждено большинство ярославцев.
Требуя установки светофоров, горожане ругают городские службы за нерасторопность. Но, оказывается, установка и обслуживание регулировщика – не такое уж простое дело. Сначала проводятся проектно-изыскательские работы, в том числе проведение конкурса на определение подрядчика, затем строительство и подведение всех сетей.
Строительством и обслуживанием светофорных объектов (так официально называется «трёхглазый»), как и нанесением дорожной разметки, установкой дорожных знаков и «лежачих полицейских», занимается Ярославский филиал ГОССМЭП МВД России. Основным заказчиком таких услуг выступает департамент городского хозяйства. На сегодняшний день филиал обслуживает около 140 светофоров Ярославля. Строятся ещё два – возле здания мэрии на перекрёстке улиц Андропова – Нахимсона и у здания УВД на пересечении улиц Некрасова – Республиканской. Кстати, все строящиеся светофорные объекты будут оборудованы системными контроллерами, что позволит управлять работой объектов в режиме «зелёной волны».
В настоящее время идёт замена ламповых элементов светодиодными. Водители уже смогли оценить преимущества светодиодов: они лучше видны при ярком солнечном свете и более экономичны. Как сообщил директор филиала ГОССМЭП МВД России по Ярославской области Александр Зеленков, внесено предложение по модернизации автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД). Эта система заметно увеличивает пропускную способность улично-дорожной сети. А для простого водителя – это сокращение остановок транспорта, уменьшение количества выхлопных газов, экономия топлива, безопасность дорожного движения и снижение аварийности.
Иногда заказчиками строительства электронных регулировщиков выступают коммерческие организации. Так, за счёт внебюджетных средств «трёхглазые» построены у торговых центров «Аллегро», «Альтаир», «МетRо», «Рио», «Вернисаж», «Фараон». Планируется строительство возле ТЦ «Глобус».
Рассматривается вопрос об установке светофорного объекта на площади Волкова (переход через улицу Первомайскую). Строительство «трёхглазого» намечается в комплексе с планируемым там торговым центром. Ещё на одном проблемном участке – проспект Октября – улица Советская (Красная площадь) – решается: либо здесь будут устанавливать светофор, либо строить подземный переход. Также в перспективе строительство транспортного и пешеходного светофорного объекта на перекрёстке улиц Пушкина – Собинова. Этот перекрёсток при интенсивном автомобильном движении имеет ограниченный радиус видимости из-за близкого расположения к дороге домов.
В ГОССМЭП считают, что с учётом изменившихся транспортных развязок в Ярославле необходимо построить примерно пятнадцать светофорных объектов. Около сорока нуждаются в модернизации и капитальном ремонте.