– Для создания опорной сети дорог нужно построить 2700 километров. Это дело 10 – 15 лет. На содержание уже построенных выделяется всего треть средств от потребности. Чтобы ликвидировать недоремонт дорог, нужно 32 млрд. рублей. Если не принять мер сегодня, то завтра развитие региона зайдет в тупик, – считает Никитин.
Год от года темпы дорожного строительства в области падают. Если в 1996 году было построено 32 км новых и отремонтировано 421 км существующих дорог, то в прошлом году соответственно 1 и 74 км. При этом годовой бюджет отрасли сократился всего с 3,7 до 2 млрд. рублей (с учетом федеральных средств).
– Как такое могло произойти? – недоумевал депутат Мухин.
Александр Никитин пояснил, что с учетом инфляции реальное финансирование отрасли сократилось в два с половиной раза. Основные средства последние пять лет шли на строительство второго моста через Волгу.
– Вы ссылаетесь на опыт Китая и Израиля, где активно идет дорожное строительство. Может, поставить во главе соответствующего департамента китайца? – пошутил депутат Андрей Ершов.
Среди регионов Центрального федерального округа Ярославская область занимает последнее, 17-е место по доле расходов в консолидированном бюджете региона на дорожное хозяйство. У нас на дороги тратится 2,9 процента, а в Белгородской области – 11,5 процента бюджета. В этом году регион выделяет на дороги в целом 1,3 млрд. рублей, из них на новое строительство – всего 113 млн. рублей.
В ближайшее время Думе предстоит обсудить два альтернативных законопроекта. Двадцать шесть депутатов хотели бы увеличить расходы на дорожное хозяйство на 339 млн. рублей. Но губернатор Анатолий Лисицын предложил сократить уже заложенные в бюджет области ассигнования на дороги на 25 млн. рублей.
– Деньги – первичны. Но столько средств, сколько нужно на ремонт и строительство дорог, у нас нет, хоть тресни. Даже если мы все 19 млрд. рублей доходов областного бюджета потратим на это, ситуация радикально не изменится, – уверен вице-спикер Валерий Шамин.
– Таких денег нам бы хватило, чтобы за два года привести все дороги в порядок, – пообещал директор Пошехонского ГУП «Автодор» Вячеслав Ометов. – Правда, через пять лет нужны будут новые средства на их ремонт.
В итоге участники слушаний решили обратиться к федеральным властям с просьбой отдать часть денег стабфонда на дороги. Губернатору рекомендовано разработать целевую программу их развития и содержания на 2008 – 2012 годы и внести ее в облдуму до начала рассмотрения бюджета региона на будущий год.