Долгое время перекрёсток улиц Свердлова и Победы представляет собой аттракцион для экстремалов, которыми вынужденно оказывались многочисленные пешеходы. Некая фирма решила возвести на маленьком пятачке большое современное здание. Стройку, как и положено, огородили забором. По замыслу, он должен был опоясывать место работ, но что-то, видимо, у строителей не сложилось.
На перекрёстке забор обрывался прибитыми поперёк прохода досками. Здоровые и сильные пешеходы могли перешагнуть через доски, перепрыгнуть пару камней и, лавируя между машинами, попасть на мосточки, идущие вдоль улицы Победы. Хуже приходилось пожилым людям и мамам с колясками. Для них это препятствие становилось непреодолимым, и им приходилось поворачивать назад. Временный настил ходил ходуном, а сам забор держался «на честном слове» и накренился. Авторы этого сооружения не нашли ничего лучше, как приставить к нему подпорки, загораживающие половину прохода.
Такое безобразие длилось довольно долго. Но со временем положение «улучшилось», строительный забор по улице Свердлова был убран. А на месте старого появилось новое ограждение, оно скрыло тротуар и заняло кусок проезжей части. Строительство на этом месте продолжается, а люди, не имея выбора, идут до перекрёстка прямо по дороге, где бесконечным потоком едут машины.
И это далеко не единственный пример несоблюдения строительными компаниями элементарных правил общежития. Каждый ярославец без труда может вспомнить такие «болевые точки». На улице Республиканской, возле «серого дома», где теперь напрочь отсутствует тротуар. На улице Володарского возле школы № 42, где ноги застревают в сломанных досках временного «пола», а проход вдоль дороги настолько узок, что там с трудом могут разойтись двое. И потому нередко люди предпочитают пробежать несколько метров по проезжей части навстречу движущимся машинам. Неудобно для пешеходов строительное заграждение на пересечении Большой Октябрьской и Республиканской.
В связи с этим у рядовых жителей областного центра возникает немало вопросов. Кто вообще следит за тем, как идёт стройка? Где находятся наряды ГИБДД, когда пешеходов лишают тротуара и вынуждают бродить по проезжей части, нарушая все правила дорожного движения, когда огромные машины перегораживают и без того запруженные транспортом улицы? О чём думают чиновники, когда выделяют землю под точечную застройку? И почему закрывают глаза на то, какое безобразие творится вокруг площадок в самом сердце города?
За ответами на эти вопросы корреспондент «СК» обратилась в различные ведомства, которые так или иначе должны контролировать состояние строительных объектов, с точки зрения их безопасности для людей. Только найти тех, кто смог бы прекратить безобразия, так и не удалось.
– Разработкой строительных правил ГИБДД не занимается, к установке ограждений наша структура не имеет никакого отношения. Но в то же время наши подразделения следят за соблюдением правил содержания дорог, в том числе ряда строительных норм, которые направлены на безопасность дорожного движения, – говорит заместитель главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Ярославской области Андрей Сироткин. – Конечно, при точечной застройке в городе бывают проблемы. Если нарушаются правила, Госавтоинспекция, как контролирующий орган, даёт предписание об их устранении. Если оно не выполняется, мы составляем протокол и направляем его в суд. Мы ежегодно наказываем десятки организаций и должностных лиц. Но во избежание недостатков необходимо, чтобы сами строители соблюдали нормативы. Некоторые из них перед началом работ согласовывают с нами вероятные изменения. Мы высказываем свои требования и при их выполнении даём согласие на проведение работ. Что касается строительства на пересечении проспекта Октября и улицы Республиканской, то там с одной стороны полностью перекрыт тротуар и пройти можно только по проезжей части. Но иначе ограждение не сделать, котлован находится слишком близко к дороге. Мы согласовали этот объект, там есть «запасной» вариант. По перекрёстку сначала нужно перейти Республиканскую, а потом – проспект Октября.
Из телефонного разговора с начальником управления департамента строительства мэрии Ярославля Анатолием Бобровым выяснилось, что и городские чиновники не в силах повлиять на несознательных строителей. Рублём наказать они не имеют права, в их арсенале лишь моральное воздействие – критика и телефонограммы в адрес заказчика строительства. По мнению руководителя управления, это даёт некоторые результаты, массовых нарушений в городе нет.
Районные администрации могут привлекать нарушителей к ответственности и выписывать административные штрафы. А куда смотрит Ростехнадзор?
Заместитель начальника отдела по государственному строительному надзору Игорь Журавлёв рассказал, что состояние строительных заборов к компетенции Ростехнадзора не относится. Эта структура контролирует состояние грузоподъёмной техники, условия работы на площадке.
Что же остаётся ярославцам? Похоже, лишь уповать на совесть строителей. Ведь даже в областном центре есть примеры, достойные подражания. При строительстве здания Сбербанка на пересечении улиц Советской и Республиканской для пешеходов были созданы удобные переходы. Недавно развернулась стройка на месте бывшего трамвайного депо по улице Победы. Здесь возле строительного забора сделан добротный проход, настолько широкий, что разминуться в нём без труда смогут несколько человек. В своё время строительная площадка возле магазина «Детский мир» на улице Победы поражала чистотой. Как и положено по существующим нормам, там была оборудована мойка, и больше-грузы после «водных процедур» выезжали на городские дороги с чистыми колёсами.
Неплохо бы нашим строителям научиться работать цивилизованно. В Москве практически на каждом строительном заграждении красуется надпись: «Приносим извинения за временные неудобства».
Если бы на ярославских заборах появились подобные сообщения, вероятно, горожан чуть меньше раздражали бы строительные площадки, занимающие часть тротуаров или дороги.