– В принципе вряд ли есть смысл воспринимать нововведения в правила как некую сенсацию, – считает заместитель начальника УГИБДД области подполковник милиции Андрей Сироткин. – С 1993 года, когда Совмином и Правительством РФ были утверждены Правила дорожного движения, нынешние изменения – восьмые по счету. И этот процесс вполне естественный, поскольку жизнь не стоит на месте.
Кстати, существует Европейская комиссия по ПДД. Россия подписала соответствующую конвенцию, так что вполне логично, что мы, вслед за Европой или параллельно с ней, делаем те или иные шаги в сторону совершенствования правил.
Конечно, на первый взгляд некоторые дополнения и изменения в правила выглядят излишне суровыми в плане материальной ответственности участника дорожного движения. Скажем, теперь при запрещающем знаке обгон даже тихоходного трактора, движущегося со скоростью 30 км/ч, обойдется «нарушителю» в две сотни рублей, а если при этом обгоняющий выехал на встречную полосу, то придется раскошелиться на полтысячи. Один знакомый водитель своеобразно прокомментировал этот конкретный пункт изменений:
– Не секрет, что трактористы, особенно в сельской местности, сплошь и рядом садятся за руль, будучи «под парами». Из-за этого и случаются аварии, в том числе и при обгонах. Не уверен, что впредь механизаторы в пути будут пить меньше. Зато теперь, чтобы не рисковать деньгами и правами, законопослушные автомобилисты должны будут тащиться за тем же «пьяным» трактором с черепашьей скоростью и ждать милости от тракториста, когда тот соизволит свернуть на обочину или остановиться. На месте законодателей я бы не шел на поводу у трактористов, а то получается: вместо того, чтобы изменить менталитет среднестатистического механизатора, крайним сделали нормального водителя.
Ну что ж, не лишенная здравого смысла точка зрения. Хотя в данном случае все же не стоит пытаться рулить менталитетом (черного кобеля не отмоешь добела), а оттолкнуться от статистики: раз уж механизатор на дороге представляет из себя перманентно особо опасный объект, то лучше притормозить...
Теперь что касается вопроса безопасности перевозки детей. Здесь также целесообразно танцевать именно от статистических данных. К примеру, за 12 месяцев прошлого года в области в ДТП пострадали 207 детей. При этом погибли 13 и 204 ребенка были ранены. В поза-прошлом году статистика еще более мрачная (247 – 18 – 239). Так вот если эти цифры принять за 100 процентов, то примерно 50 процентов пострадавших детей являлись пассажирами личных автомобилей.
В старой редакции правил при подсчете количества пассажиров в машине дети не учитывались. То есть раньше в «Жигулях» шестой модели могли ехать, скажем, пять взрослых пассажиров и четверо детей на коленях (к водителю не посадишь). Девять человек! Инспектор не мог применить в этом случае никаких юридических санкций. Дети как бы приравнивались к котятам, щенкам – к кому угодно, но только не к полноценным пассажирам. Абсурд! Несколько лет назад на Юго-Западной окружной дороге произошла страшная трагедия, когда в легковушке погибли в автокатастрофе семь человек. В том числе и перевозимые на руках двое детей.
В ходе расследования было установлено, что эта машина проходила мимо нескольких передвижных и стационарных постов. Но согласно прежним правилам формально в автомобиле числились лишь пять пассажиров, так что придраться было не к чему: дети не в счет.
По последним требованиям ПДД детей в возрасте до 12 лет приравняли к взрослым. Им теперь полагается в машине отдельное место, но специально оборудованное. Впрочем, возить детей без специальных кресел на переднем сиденье и раньше запрещалось. По новым правилам маленьких пассажиров сейчас обязаны транспортировать в салоне или в специальном кресле или пристегнутыми штатными ремнями безопасности. За невыполнение правил перевозки детей (глава 22 ПДД) будет взиматься штраф – 100 рублей. Но реальность такова, что не всем по карману выполнить новые требования – легче заплатить штраф.
Судите сами, добротные спецкресла для детей – в основном иностранного производства, и стоимость их колеблется от 3 до 14 тыс. рублей. Есть и дешевле, но похуже, а на детях экономить грех... Причем надо учесть, что универсальных кресел в продаже нет, а есть модификации, рассчитанные на грудничков, на детей до трех-четырех лет, и регулируемые – для пассажиров от трех до двенадцати лет. То есть получается, что по мере взросления ребенка придется обновлять кресло для него один-два раза. В ярославском автомагазине запчастей на улице Победы особых очередей за детскими креслами сейчас не наблюдается. Хотя есть сиденья польского производства стоимостью от двух до двух с половиной тысяч рублей. Но только для самых маленьких.
В отделе аксессуаров магазина автозапчастей на улице Мельничной, 50, нам сказали:
– Кресла для детей есть, но только для тех, кто весит не более 18 кило. Не очень дорогие, но зато... тайваньские.
– Вы первый к нам в этом году обратились по поводу кресел, – ответил на телефонный звонок мужчина, работающий в магазине на проспекте Ленина, который торгует запчастями для иномарок. – Даже для состоятельных людей хорошее детское кресло – удовольствие довольно дорогое.
– Поконкретнее, если можно.
– Экземпляр стоит 200 – 300 долларов, но бывают и по-круче – до 600 евро... Заказов на сегодняшний день практически нет.
То есть получается, что и хочется, и колется. Спрос диктует предложение. Раз нет первого, туго и со вторым... А между тем в момент аварии дети, ничем не закрепленные, летят через весь салон машины и гибнут в первую очередь. Казалось бы, уж этот-то пункт, касающийся их безопасности, надо соблюдать неукоснительно.
Но пока инспектора ГИБДД, руководствуясь указанием своего родного министерства, продолжают проявлять терпимость к нарушителям, поскольку, дескать, «текст изменений ПДД не получил широкого распространения».
Да дело даже не в тексте. Некоторые из обновленных требований к комплектации автомобилей попросту невозможно выполнить в короткий срок. К примеру, надо в соответствии с изменениями в правилах указатели поворота красного цвета, установленные на многих американских автомобилях и старых «Волгах» и «Победах», заменить на оранжевые.
– Но это не так просто, – говорит механик автосервисного предприятия «Таксопарк» Дмитрий. – Ну где сейчас, например, можно найти соответ-ствующие новым требования поворотники для той же «Волги»? Разве что на рынке где-нибудь или в частных гаражах.
С «американцами» еще хуже. Нужные аксессуары для заокеанских иномарок, сработанных по штатовским стандартам в строго определенном стиле, в нашенских частных гаражах днем с огнем не сыщешь. Через ограниченное число фирм, говорят специалисты, надо делать заказы в Финляндии, Германии, Турции, где научились по запросам владельцев приспосабливать в том числе и внешний облик американских авто под европейские стандарты.
Даже если не принимать во внимание дополнительные расходы на вынужденную модернизацию, забот у автовладельцев заметно прибавилось. Как выросло и количество новых требований, за невыполнение которых можно либо на штраф напороться, либо и вовсе на длительный срок прав лишиться (за неправильный обгон трактора – на 2 – 4 месяца, за управление автомобилем со световыми приборами, не отвечающими положению по допуску ТС и эксплуатации, – на 6 – 12 месяцев).
В соответствии с изменениями в правилах появилось 24 новых знака. Среди них «искусственная неровность», «опасная обочина», «радио», «бассейн» или «пляж» и т. д. Но это вовсе не значит, что сразу же на дорогах старые знаки заменят на новые. Удовольствие это довольно дорогое – каждый знак стоит около 1500 рублей. Одновременной их замены не выдержит никакой бюджет. Старые на новые будут менять постепенно. Ведь обходились же как-то до сих пор без новых...
Но одно новшество, опять же направленное на обеспечение безопасности детей, в долгий ящик в нашей области решили не откладывать. Речь идет о световозвращающих значках, подвесках (их еще называют фликкерами, катафотами) для зимней детской одежды. Пяти тысячам первоклашек в райцентрах, поселках и деревнях в декабре прошлого года сотрудники ГИБДД уже вручили бесплатно охранные «бирюльки». С 18 января предполагалось, начав со школы № 18, приступить к отовариванию учащихся младших классов в Ярославле. Но карты спутал сильный мороз. Всего будет вручено свыше четырех тысяч значков. Это, кстати, не просто красивые игрушки. В темное время суток они способствуют снижению количества ДТП с участием детей в 6 – 8 раз! Ведь световозвращающие элементы на одежде будут заметны для водителя на расстоянии до шестисот метров!
...Среди изменений в ПДД есть и такое: отныне необходимо включать ближний свет или противотуманные фары даже в светлое время суток при движении вне населенных пунктов. Это, кстати, также европейский опыт. Там у автомобиля всегда горит ближний свет, который включается автоматически при повороте ключа зажигания. Стремлению России идти колесо в колесо с цивилизованными странами в какой-то степени способствуют и нынешние изменения в правилах дорожного движения.
* * *
P. S. Когда верстался номер, нам стало известно, что 28 января состоится общероссийская акция протеста автолюбителей. Они возмущены поправками к правилам дорожного движения, кулуарно принятым Правительством РФ накануне нового года. Согласно этому постановлению под запрет попало около трех миллионов машин. И хотя буквально позавчера депутаты Госдумы потребовали от премьер-министра Фрадкова приостановить действие поправок, общественность намерена добиваться их полной отмены.