БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ
Сельские торговые точки выживают сегодня из последних сил, с каждым годом им становится это делать всё сложнее. В некоторых деревнях почти по инерции ещё продолжают работать небольшие магазины, но чаще всего их закрывают как нерентабельные.
Деревня Осташево Тутаевского района некогда была многолюдна. Да и сегодня здесь зарегистрированы несколько десятков человек. Только вот живут они не постоянно, а в основном летом, в дачный сезон. На зиму предпочитают перебираться в город к детям. До сих пор в Осташеве работает магазин местной потребкооперации. Летом у него приличные выручки, а зимой дела обстоят хуже некуда. Оно и понятно: много ли могут сельские пенсионеры позволить себе приобрести на мизерную пенсию – хлеб да товары первой необходимости. И такая ситуация не исключение, а скорее правило для сотен небольших сельмагов.
Возникает вполне закономерный вопрос: а почему бы на время затишья не закрыть магазин?
Однако не всё так просто. По словам председателя правления Ярославского облпотребсоюза Марины Астахиной, легко торговую точку закрыть, но чтобы вновь её «запустить», необходимы длительное время и бесконечные согласования. Возникает кадровый вопрос: не многие согласятся на сезонную работу, но самый главный минус этого варианта в том, что сельские жители на несколько месяцев останутся без необходимых товаров. Для многих старожилов это настоящее бедствие, ведь чтобы добраться до ближайшего магазина, порой приходится потратить полдня.
ТОВАР В КОРЫТЕ
Потребительская кооперация нашей области имеет на балансе 834 объекта торговли и общественного питания. При этом 259 магазинов обслуживают населённые пункты численностью от 100 до 500 человек, 169 из них открыты в деревнях и сёлах, где жителей не более ста. Около 30 процентов сельских магазинов убыточны, поскольку находятся в отдалённых населённых пунктах с мизерным числом жителей.
Чтобы не лишать их товаров первой необходимости, потребкооператоры организовали развозную торговлю. Справедливости ради стоит упомянуть, что и частники не гнушаются подобным видом заработка, только ездить они предпочитают в крупные населённые пункты, где прибыль больше. А вот в глушь отправляются лишь машины потребительских обществ.
– Наши люди работают там, куда предпринимателю ехать невыгодно, ведь цены мы выставляем такие же, как в городе, а расходы во много раз больше. На плохих дорогах машины постоянно ломаются, бензин получается «золотой», учитывая, что от центральной точки маршрута, например, как в Курбском поселении Ярославского района, до отдалённых деревень расстояние туда и обратно получается почти восемьдесят километров, а на некоторых территориях доходит до ста пятидесяти, – рассказывает председатель совета Яроблпотребсоюза Валерий Круглов. – Зимой в снегах и застрять недолго. Бывает, наторгуют с машины на 100 – 150 рублей, а за трактор, чтобы до деревни сопроводил и на большак обратно вытащил, приходится отдавать четыреста.
На особо глухие территории в Любимском, Пошехонском, Первомайском районах муку, соль, крупы завозят сразу чуть ли не на полгода. В сотни ярославских деревень зимой и вовсе не проехать. Во Владыченском сельпо Пошехонского района заведующая магазином в деревне Красково, она же продавец, истопник и уборщица, до недавнего времени взваливала товар в корыто, поскольку сани в снегу вязнут, и тащила его по сугробам в соседние деревеньки Семенцово и Малиновка.
По словам Валерия Круглова, потребительская кооперация не может позволить себе роскошь отказаться ради прибыли от убыточных торговых точек и «везёт» на своих плечах магазины в самой глуши, где совершенно нет никакой другой торговли. От некоторых чиновников случается услышать предложение закрыть нерентабельные точки, «ведь вы же не собес». Но в деревнях живут люди, многие из которых пайщики потребительских обществ.
Часто приходят в магазин не только купить что-то, но и пообщаться. В некоторых сельмагах даже организованы специальные «чайные столики», где можно попить чаю и посудачить в ожидании машины с хлебом.
НЕПОМЕРНЫЕ НАЛОГИ
Проблем у современной потребкооперации хоть отбавляй. Настоящей головной болью стали резко выросшие ставки по земельному налогу.
– На наши торговые предприятия легло непомерное налоговое бремя, с увеличением кадастровой стоимости земли значительно повысилась и ставка земельного налога. На некоторых территориях, в частности, в Рязанцевском и Троицком поселениях Переславского района, более чем в две тысячи раз. Теперь за квадратный метр приходится платить не сотни, а тысячи рублей. При этом товарооборот в отдалённых магазинах настолько мал, что не может даже этих расходов покрыть, – говорит Марина Астахина. – Земля для нас стала слишком дорогая, причём не только под магазинами, но и возле них. До недавнего времени на этих участках в некоторых населённых пунктах мы своими силами оборудовали небольшие детские площадки с песочницами, качелями и турниками. Но их пришлось убрать, ведь за эту территорию мы платили такой же высокий налог. Только за 2007 год расходы на содержание убыточных магазинов составили девять миллионов рублей.
С недавнего времени полномочия по установлению земельного налога отданы в поселения, власти которых более чем кто-либо заинтересованы в организации нормального обслуживания населения. И действительно, на некоторых территориях руководство идёт навстречу потребкооперации, устанавливая невысокую земельную ставку. При этом местные главы сами оказываются в сложном положении. С одной стороны, по закону о местном самоуправлении они должны создать условия для обеспечения населения торговыми и прочими услугами. С другой, им необходимо заботиться о наполнении поселенческой казны, львиную часть которой составляет именно земельный налог. Уменьшая его, они тем самым лишают свою территорию немалой части дохода.
Ситуация могла бы оказаться безвыходной. Но у представителей областной потребкооперации остаётся надежда, что разобраться в клубке проблем поможет областное руководство.
По словам заместителя директора областного департамента потребительского рынка товаров и услуг Валентины Шишиной, на уровне региона сейчас рассматривается вопрос объединения усилий потребительской кооперации и администрации области, чтобы сохранить на должном уровне обслуживание сельского населения. В настоящее время подготовлен проект программы поддержки потребкооперации, разрабатывается концепция развития потребительского рынка на селе, в том числе сохранения и расширения торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Будем надеяться, что сельмаги в деревнях выживут, ведь они необходимы людям.