О «Балтнефтепроводе» наша газета пишет немало: о современных технологиях, применяемых здесь, о рабочих буднях или достижениях. При этом в материалах постоянно рассказывается о людях, которые своим трудом приносят славу родному предприятию.
Один из них – Леонид Иванович Белов, значительную часть жизни отдавший Ярославскому нефтепроводному управлению.
В 1975 году инженером ремонтно-восстановительной бригады он пришёл на Ярославскую нефтеперекачивающую станцию, что в посёлке Щедрино. А на заслуженный отдых уходил уже большим начальником – руководителем центральной ремонтной службы управления.
– Мы обслуживали трассу нефтепровода, следили за её состоянием, ремонтировали, устраняли аварийные ситуации, делали разметку трассы, – вспоминает ветеран. – Поначалу людей в моей бригаде было немного, около пятнадцати человек, потом она преобразовывалась, укрупнялась. Со временем трансформировалась в аварийно-восстановительную бригаду, расширился штат, добавилось техники и, соответственно, объёма работ. И сегодня это уже линейно-эксплуатационная служба – крупная составная часть Ярославского нефтепроводного управления, численность которой более сотни человек.
С каждым годом ширилось нефтепроводное хозяйство, прокладывались новые нефтепроводы, в Щедрино была построена ещё одна насосная станция. Нефтяная магистраль протянулась через всю страну, от Сибири до самого моря. Значительные силы и средства вложены в неё, и не меньше человеческого труда нужно для поддержания работоспособности этого сложного «организма». Мало просто построить, главное – сохранить, и эта непростая задача легла на плечи ремонтных бригад.
Нефтепроводы проложены по российским просторам, по полям, лесам и болотам. Где бы ни появилась проблема, несмотря на непогоду и бездорожье, специалисты-аварийщики спешили на место и устраняли неполадки.
И хотя, по словам Леонида Ивановича, чаще всё же «на суше» приходилось работать, однако и болотные сапоги не раз бывали нужны.
Одна из таких неполадок хорошо ему запомнилась. Это случилось в восьмидесятых годах. Возле Большого села на участке нефтепровода, который как раз проходил по болоту. Несколько дней потребовалось, чтобы привести этот участок в порядок. И всё это время люди жили в палатках, поставленных на нескольких островках посреди болота. Под временные жилища стелили ветки, чтобы было посуше, а ночь коротали в спальных мешках.
Это сегодня специалисты ремонтных бригад работают в довольно комфортных условиях, которые только можно создать вдали от благ цивилизации, среди бескрайних просторов. Они живут в хорошо оборудованных вагончиках, для них организованы выездные столовые. А вот Леониду Белову и его коллегам памятны ещё те времена, когда жить приходилось и в палатках, и в машинах, оборудованных лишь спальными местами, а питаться по-армейски в походных кухнях.
Но, несмотря на такие суровые условия, по словам Леонида Ивановича, текучести в аварийно-ремонтной бригаде Ярославской НПС практически не было. Немногие уходили, не выдержав трудностей, а те, что оставались, были верны своему делу до конца.
А ведь ответственность на этих людях лежит колоссальная. От слаженности и быстроты их действий напрямую зависит своевременная подача нефти на нефтеперабатывающие заводы. Их время чётко регламентировано, на устранение аварии определено, к примеру, сорок восемь или семьдесят два часа, и ни минутой больше. И нужно приложить максимум усилий, чтобы уложиться в отведённый срок, опоздать эти люди не имеют права, ведь они составная часть одного большого механизма.
– Больше времени всегда уходит на подготовку. Находим повреждённый участок, раскапываем трубу, убираем изоляцию, оцениваем дефект – требуется ремонт или необходимо менять участок трубы. Когда всё готово, сообщаем диспетчеру, он отдаёт команду операторам снизить давление на этом участке. Когда дело уже сделано, всё заново восстанавливаем, изолируем, засыпаем. – вспоминает Леонид Иванович. – Работа не останавливалась ни на минуту, надо спешить, чтобы не остановилось заводское производство.
Случались в его практике самые разные истории, бывало, сама природа словно помогала, а иногда и проверяла людей на выносливость.
Однажды пришлось бригаде Белова устранять дефект нефтепровода, проложенного по склону горы. Из-за особенности ландшафта труба тут была «утоплена» на глубину почти четыре метра, и несладко бы пришлось ремонтникам, если бы не лёгкий морозец, который прихватил холодом песчаную почву и не дал ей осыпаться. Тогда до трубы удалось добраться без особого труда. Но, порадовав нефтяников, природа преподнесла им и неприятный сюрприз. Как раз в этом месте под трубой нашёл себе дорогу небольшой подземный ручеёк. И ничего не оставалось людям перед началом ремонтных работ, как прокопать для него чуть поодаль новое русло.
Не одну сотню, а то и тысячу километров исколесил за время работы в Ярославском РНУ Леонид Иванович Белов. Постоянно в командировках. Обычно уезжали на неделю, а если была необходимость, то бригаду «бросали» на другие участки, и тогда люди не появлялись дома по две-три недели. Ездили специалисты и в другие города и области. Однако, как считает ветеран, ничего в этом особенного нет – обычная работа.
И может, потому, что воспринимает её, как и любую другую, с неохотой говорит о своих наградах. А похвастаться Леониду Ивановичу есть чем. Ведь не просто так за свою трудовую деятельность много раз он получал поощрения и грамоты. Ему присвоены звания – «заслуженный нефтяник», ветеран труда нефтепроводного управления.
Сегодня Леонид Иванович Белов на пенсии, но домоседство, как и прежде, не для него.
– Старость меня дома не застанет, – говорит он словами любимой песни. – Без движения не могу.
Любит Белов на даче поработать, в гараже с машиной покопаться, нужно и дочкам с внуками помочь.
Не прочь на охоту съездить, в лес за грибами и ягодами сходить. Однако бесспорным хобби и любовью всей жизни для Леонида Ивановича остаётся рыбалка. Особое предпочтение отдаёт зимней. С каким-то неповторимым смаком рассказывает, какое удовольствие сидеть в хороший морозец на речке, ожидая поклёвку. Или когда вываживаешь рыбку, и лучше, кажется, этого момента нет.