Очень приятно жить на улице с названием Красноборская! Поэтично – сосны, чистый воздух... Тверицкий бор признан памятником природы, так и зафиксирован в официальных документах – как объект, нуждающийся в уходе и охране. Общенародное достояние.
Вот только находится это достояние в опасной близости от домов густонаселённого Заволжского района и является излюбленным местом отдыха для тысяч жителей Заволжья. Периодически «поклониться памятнику» и выпить на лоне природы граммов ...дцать приезжают гости с Нефтестроя, Перекопа, Брагина.
Однако Заволжская районная администрация за чистоту в бору не отвечает – это обязанность «Горзеленхозстроя». «Горзеленхозстрой» в свою очередь убирать в бору согласен, а комментировать проблему – нет, пусть лучше начальство рассказывает.
Начальник отдела зелёных насаждений управления охраны окружающей среды департамента городского хозяйств мэрии Ярославля Александра Засолоцкая пояснила, что состояние Тверицкого бора под контролем. Проводятся конкурсы на его уборку. Ежемесячно, с учётом конкретной ситуации составляются планы работ. Бригады от четырёх до восьми человек проверяют территорию бора (особенно район так называемых «Карпат») и убирают мусор. Приходят уборщики в обычном режиме: не реже чем раз в две недели, весной – дважды в неделю, несанкционированные свалки вывозятся по мере надобности. В новогодние каникулы, когда в бору полно ребятни, уборщики работают ежедневно. На наведение чистоты во всём Заволжском районе выделяется 8 – 9 миллионов, и глава района Андрей Мамонтов никаких претензий по состоянию Тверицкого бора в департаменте не высказывает.
Однако некоторые жители Заволжья настроены не так оптимистично. Им кажется, что у памятника природы есть неслабые шансы стать памятником самому себе – надгробным. Добровольцы, вышедшие 25 октября на субботник по уборке в Тверицком бору (по их подсчётам) собрали целых три тонны мусора (где нашли, ведь там всё убирается?). Вручную! Работали всего-то около 30 человек. Получается, что за пару-тройку часов каждый насобирал около ста килограммов – совершенно невероятная производительность, любой дворник подтвердит.
Однако у всякого успеха есть свой секрет, скрытая причина. Дело не только в том, что добровольные чистильщики бора работали не за страх, а за совесть, по зову сердца. Им кое-кто здорово помог...
Кто помог уборщикам? Животные. Они оказались чуть-чуть умнее людей (разумеется, не всех, а некоторых). Между сосен носились собаки! Служебные, охотничьи, декоративные, их было почти столько же, сколько собравшихся на субботник людей. Четвероногие друзья радовались прогулке, скакали, кто помоложе – пытался облизать всех подряд. Но это было не единственным собачьим занятием. Красавец-доберман, опустив нос к земле, искал и приносил в зубах к громадному (на 100 литров) пластиковому мешку пустые пивные «полторашки» одну за одной, десяток за десятком – этого «добра» в Тверицком бору более чем достаточно.
Гончая, «путинский» лабрадор, шустрый фокстерьер, немецкая овчарка – все помогали хозяевам как могли: таскали мусор, находили старые кострища и незамеченные людьми кучки пустых бутылок, пакетов, бумаг и прочего сора. Все – от серьёзных медалистов до щенков. Люди и собаки работали, как и положено настоящим друзьям – вместе, не отлынивая, и весело.
Субботник был организован службой поиска собак «Шели», вышли в бор владельцы и любители собак, которых грубоватый наш народ с оттенком лёгкого пренебрежения зовёт «собачниками». Вот странно: если назвать пожарного «пожарником», он обязательно обидится и замечание сделает. Величать автолюбителя «машинщиком» или «автомобильщиком» – и вовсе полная дичь. А владельца собаки, значит, можно?
Тверицкий субботник можно считать в некоторой степени акцией протеста. Редкий день у редкого владельца собаки обходится без того, чтобы не услышать брошенное в спину: «Развели тут псарню! Всё кругом загадили, скоро ступить некуда будет!» С одной стороны, так-то оно так, животные на прогулке оставляют следы жизнедеятельности. На Западе люди, отправляясь на прогулку с любимым питомцем, берут с собой совочек, веничек, пакетик и убирают за собакой «не отходя от кассы». Однако у нас, в атмосфере суровой российской бытовой культуры, ходить с совочком несколько унизительно. Вспомните, что там таскал в зубах и кидал в мусорные пакеты доберман? Правильно, мятые пивные бутылки. И собачьи экскременты в бору – ничтожная капля в море грязи и сора, оставленных хомо сапиенсами, то есть нами.
Кострища, одноразовые тарелочки-вилочки, объедки, пустые бутылки целые и битые – вот чем загажен Тверицкий бор. Оставляют всё это «богатство» отнюдь не собаки, а отдыхающие на пикничках. Почему бы им на отдых с мусорными пакетами не ездить и не увозить с собой грязь собственного производства? Глядишь, и «собачники» последовали бы примеру человека разумного... А пока перейти к абсолютной санитарии (на прогулку с совочком) людям с четвероногим другом на поводке мешает вполне понятная обида. Почему вечно ругают именно их? Потому что облаять человека с собакой гораздо легче (и безопаснее), чем накачанную пивом шумную компанию «отдыхающих». И неважно, что после собаки остаётся кучка, которая исчезнет вместе с талым снегом, а после пикника – гора пластиковых бутылок (период полного распада пластика – одна тысяча лет).
Организаторы из «Шели» в своём объявлении-воззвании назвали акцию «Собачники – городу», а состояние Тверицкого бора (до субботника) «позором». Правы они или нет? Ответ на этот вопрос, наверное, лучше всех знают жители Заволжья.