И это не случайно. Нефтепровод прокладывают кратчайшим путём. И часто в стороне от железных дорог, автострад, по полям, лесам и болотам. Для его обслуживания необходим широчайший набор автотранспортных средств – от легковых автомобилей до крупногабаритной техники.
Вот почему в коллективе автомобилистов Ярославского нефтепроводного управления, обслуживающего несколько ниток «Балтнефтепровода» длиной 700 километров, проложенных по территориям четырёх областей, 400 единиц транспортных средств и самый многочисленный в ЯРНУ штат – около 200 шофёров, трактористов, бульдозеристов, экскаваторщиков, крановщиков, водителей трубоукладчиков – всего, что двигается на колёсах и гусеницах. В том числе – десятки автомехаников, слесарей и электриков, обслуживающих этот парк.
Понятно, что в транспортном отделе ЯРНУ День работников автомобильного транспорта праздник не меньший, чем корпоративный – День работников нефтяной и газовой промышленности.
– У нас в коллективе 80 процентов водителей первого класса, автомехаников без среднего специального образования нет ни одного, – рассказывает начальник транспортного отдела ЯРНУ Антон Валерьевич Мациевский (на снимке вверху).
Сам он профессиональный транспортник с нефтепроводным уклоном. Окончил нефтяной техникум в родном Краснодарском крае. Начинал автослесарем на промыслах Тюмени. Там в университете нефти и газа получил диплом инженера-механика автомобильного транспорта. В 2004 году прибыл в ЯРНУ на должность заместителя начальника автотранспортного цеха и вот уже три года – начальник транспортного отдела ЯРНУ. Кроме базового автотранспортного цеха в Щедрине под его началом все водители и автомеханики НПС.
– Работа ЯРНУ невозможна без нашего отдела, – продолжает Антон Валерьевич. – Ежедневно мы доставляем на рабочие места и домой 800 работников ЯРНУ. Нефтепровод – живой организм. Даже сейчас, когда «Балтнефтепровод» построен, вышел на полную мощность и качает на наши нефтеперерабатывающие заводы и в порт «Приморск» на Балтике свыше 70 миллионов тонн нефти в год, ему необходимы ежедневное обслуживание, ремонт, модернизация. Потребность в наших водителях и транспорте ежедневная. Десятки автомобилей каждый день преодолевают до 600 километров трассы нефтепровода вместе с бригадами трубопроводчиков, ремонтников, специалистов по обслуживанию нефтяных насосов, электрических и электронных автоматизированных систем управления.
В кабинете Мациевского на стене я увидел карту России и на ней красные флажки в Восточной Сибири на подходах к Байкалу, в Якутии и дальше на Восток к границе с Китаем.
– Как видите, у нас дела и на новой трассе, на строительстве нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, – проводив мой взгляд, сообщил Мациевский. – Нефть пойдёт в строящийся порт нефтеналивных судов Козьмино, а оттуда во все города Приморья, Сахалина, Курил. Этот порт также откроет возможность выгодно торговать «чёрным золотом» с нашими соседями на Востоке и не зависеть от сюрпризов западного нефтяного рынка.
В строительство этого нефтепровода вахтовым методом включилась по заданию правительства вся «Транснефть».
Участвуем и мы. Самыми первыми работниками ЯРНУ, которые два года назад поехали на строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, были именно водители Ярославского нефтепроводного управления. И по сей день там у нас в командировке постоянно бывают не менее 20 человек.
А сначала посылали и по 80. У меня утро, день и вечер начинаются с этой карты, с информации из Сибири. Трубопровод ведут от Иркутской области, и пока эта трасса кончается в Амурской области. Один автомобиль у нас сейчас на границе с Китаем, остальные – на Лене в Якутии. Водителям там досталась самая тяжёлая работа первопроходцев. Они начали завоз материалов при полном отсутствии дорог, жилищных условий, связи. С ними наши инженерно-технические работники.
В двухсменном и даже в трёхсменном режиме, по двое суток не покидая кабину своего седельного тягача с тяжёлым сорокатонным трейлером, гружённым двенадцатиметровыми трубами или строительной техникой, нёс свою вахту на новостройке осенью прошлого года второй наш собеседник – лучший водитель ЯРНУ Сергей Соколов.
– За Иркутском по новой трассе железных дорог нет нигде, – посвятил нас в подробности большой стройки непосредственный её участник. – Разгрузка труб и всех материалов идёт с барж. Надо успеть всё в очень короткий период северной навигации в Якутии. Дороги тяжёлые, кругом сопки. Это даже не дороги – просеки. Самая тяжёлая первая часть трассы досталась моим коллегам из Ярославля, поехавшим в феврале. Они везли двенадцатиметровые трубы по бездорожью, в гололёд, по нерасчищенному снегу. Мы с напарником тоже свои 50 суток отработали, но уже позднее, в сентябре и октябре, до ноября. Сначала нам с погодой повезло. Из Ленска на трассу возили трубы, оборудование. Потом к концу вахты стало подмораживать, приходилось с колёс лёд сбивать ломами – не крутятся. Но как-то всё удавалось преодолевать. На трассе появились теплушки, модули со столовыми. Но и в кабине немало ночей провели.
– Так у него и здесь работа не легче, – дополнил рассказ Сергея Владимировича начальник отдела. – По неделе-две и больше бывают командировки. Ведёт свою «Татру», гружённую трубоукладчиком, бульдозером или экскаватором, и по трассе в общем потоке, и по грунтовым в объезд магистралей. Не везде можно проехать по автостраде, имея 100 тонн веса, с грузом и с габаритами в ширину четыре метра. У его машины 33 колеса, три моста ведущих, но бывает, и это чудо техники вязнет на бездорожье.
– Недавно под Угличем вёз экскаватор, – добавляет Соколов, – проколол шину. Ехали мы с машинистом, и он, слава богу, человек опытный. Вместе удалось без помех разгрузить трейлер, чтобы снять и заменить пробитое колесо. Возил на трассу модуль. Высота груза – четыре метра 65 сантиметров. Сами понимаете, не под всяким путепроводом с ним проедешь. Приходится спускаться на грунтовки, ехать в объезд. Там, где по трассе день пути, получается двое суток. Ночуем в кабине – и снова в путь. На федеральные трассы вообще стараемся не выезжать.
Таких водителей автопоездов в ЯРНУ около десятка, все настоящие асы дорог. Сергей Владимирович 30 лет за рулём. На всяких машинах работал. Он местный, щедринский. Пока совхоз «Новый Север» твёрдо стоял на ногах, работал рядышком с домом. Совхоз стал разваливаться, работал у соседнего фермера. И вот уже шесть лет в ЯРНУ.
– Семья не устала от ваших командировок?
– Да нет, жена у меня здесь же работает, в ЯРНУ бухгалтером. А дети выросли. Старшему 20 лет. И он здесь, в транспортном цехе, неделю назад пришёл. Дочери 16 лет. Тоже будет транспортницей. Учится в железнодорожном техникуме. Так что семья меня к работе не ревнует. И условия, которые создаёт людям ЯРНУ, очень хорошие. Коллектив дружный, иначе на дороге нельзя. Всегда выручаем друг друга. Вместе будем и наш праздник отмечать.