Впрочем, большинство женщин – за рулём легковушек. За редчайшим исключением можно встретить женщину-таксиста или шофёра в юбке, повелевающего грузовиком. К примеру, владелица магазина с железнодорожной станции Путятино сама развозит в фургоне продукты и разную там хозяйственно-бытовую мелочь по десяткам окрестных деревень. Сама же и торгует с автолавки, которую в селениях с нетерпением ждут и коренные жители, и дачники по определённым дням.
И уж совсем экзотически выглядит случай, когда женщина свой рабочий день проводит в... шофёрском кресле рейсового автобуса.
Когда накануне Дня автомобилиста мы узнали, что в АТП «Ярославское» водителем ПАЗика, да ещё на пригородных маршрутах, работает юная Светлана Казнина, то, естественно, отложили на время все другие дела и помчались на автобусе тридцатого маршрута на это автотранспортное предприятие, обслуживающее в основном заволжскую зону.
В диспетчерской АТП её хозяйка Татьяна Сергеевна, увидев корреспондентов, сразу же связалась по мобильнику со Светланой Казниной.
– Светочка, где ты сейчас, тебя ждут, – послала она сигнал.
– Я в Кузнечихе, постараюсь минут через десять приехать.
Собственно, пишущему журналисту поговорить со своим героем можно и в сумерках, а вот для снимающего мрак – всё-таки помеха. Но Света успела-таки приехать засветло. Когда она открыла кабину, через мгновение мягко спрыгнув на асфальт, элегантная, в белоснежной кофточке, с ослепительной улыбкой красивой женщины – ну никак не вязалось всё это с её нынешним шоферским статусом.
– И давно эта тяга к автобусам у тебя? – невольно вырвалось.
– Ну, не к автобусам конкретно, а вообще к автотехнике интерес я стала проявлять лет примерно с пяти.
– ?
– Отец забирал меня из садика на ушастом «Запорожце», сажал на колени, и я рулила до самого дома.
Отец Светы работал пожарным на шинном заводе. Дочку свою очень любил и поэтому потакал её капризам. Её сверстницы в куклы играют, а Света от машины не отходит часами. Школьные годы с их новыми заботами и подростковыми запросами интерес к автомобилям не вытравили. Наоборот, Света только и мечтала о том, когда исполнится ей столько, что можно будет «сдавать на права».
– Собственно, на категорию «В» я нигде и не училась. Самостоятельно подготовилась и по теории, и по вождению и пошла в ГАИ сдавать экзамен экстерном, – вспоминает водитель автобуса типа ПАЗ (бортовой номер – 101) Светлана Казнина.
Чтобы закрепить знание в автоделе, Света пришла в одно из лучших в городе техучилищ№ 26 на Нижнем посёлке, где готовят профессиональных водителей. Там она получила «грузовые права», то есть выдержала экзамен и на категорию «С». А вот для того, чтобы сдать на «D», надо было ждать, оказывается, когда исполнится 20 лет.
– Эта категория распространяется на транспортные средства, количество сидячих мест в которых свыше восьми, – декламирует как по писаному водитель автобуса на высоких каблуках с элегантной дорогущей папироской, зажатой тонкими девичьими пальцами с наманикюренными ногтями.
Ей бы на подиум, в конкурсе красоты участвовать, а она водит автобус по маршрутам: Ярославль – Прусово, до населённых пунктов Ченцы, Диево-Городище, Глебовское, Медягино, посёлок Заволжье.
В АТП Света уже полтора года. И начальник автоколонны Александр Горохов, и диспетчер Татьяна Иванова отзываются о единственной на этом предприятии женщине-водителе более чем положительно.
А в этом, собственно, нет ничего удивительного. Ведь эта 23-летняя девушка уже шесть лет как за рулём. Свою профессию любит самозабвенно. До прихода в АТП работала на 67-й маршрутке, арендуя машину. По словам Светы, хозяин безалаберно относился к своей собственности, в частности, для дышащей на ладан машины не давал запчастей. Свете надоело ругаться с боссом. Вот и ушла она в ГУП ЯО «Ярославское АТП».
График работы Светлану вполне устраивает – два дня по двенадцать часов с «технологическими» перерывами и два дня свободных. В выходные пересаживается с казённой машины на личную. У неё их было несколько, а последняя модель – «УАЗ-Патриот». Это по сути дела джип с впечатляющими габаритами и отменным аппетитом – 13 литров 92-го бензина на 100 километров. Свой последний выбор автомобиля Света мотивирует так:
– С автобуса пересаживаться на малютку типа «Ока» – некомфортно. Вообще люблю всё объёмное, солидное.
У неё за годы езды по дорогам области выработался свой взгляд на автомобильный мир.
– Будь моя воля, закрыла бы, не глядя, все эти частные лавочки, где готовят водителей, – говорит она. – Выучка там отвратительная. Много раз замечала, насколько беспомощно ведут себя автомобили со значком «У» на дорогах – тычутся, как слепые котята туда-сюда, правила ученики совершенно не знают. А владельцы этих частных «автошкол», на мой взгляд, озабочены лишь одним – как бы денег побольше содрать. А ещё меня возмущают некоторые таксисты, особенно те, кто арендует машины. Их тачки сплошь и рядом побитые, живого места на железе нет. А ведь это – следствие бесчисленных столкновений.
– А у тебя были аварии?
– Тьфу-тьфу, миновали. Но один жуткий случай так и стоит перед глазами, хотя прошло уже несколько лет. Ехала я с друзьями в Москву на своей машине. На одном из подъёмов на Горках Переславских навстречу нам на огромной скорости из-за бугра выскочили две фуры с прицепами, одна из которых обгоняла другую. Вот, говорят водители-мужчины про нас, дескать, «баба за рулём – преступник». Мол, при серьёзной опасности женщина-водитель в ужасе закрывает лицо руками и бросает руль. Я в той ситуации руль не бросила, а сбавила скорость, аккуратно свернула на обочину. Можно сказать, сама смерть пронеслась мимо.
Так сошлось, что буквально за час до встречи со Светой по дороге в АТП прочитал на столбе в центре города объявление на розовой бумаге: «Работа. Стабильная и интересная в офисе с людьми и документами. Карьерный рост. Доход 18 тысяч рублей».
– Моя работа интересна ещё и тем, что я не только с рычагами работаю, но и с людьми, – заметила Света, словно бы догадавшись о том, что я хотел у неё спросить. А спросил я её вот о чём. Дескать, тебе всего 23, ну а потом будет 30, 40, 45... Так и будешь баранку крутить?
– Вообще-то я – специалист по госуправлению.
– Извини, не понял, это шутка такая? Ты управляешь... автобусом.
– А могу не только им, поскольку я закончила (заочно, правда, без отрыва, что называется, от производства) Москов-ский социально-гуманитарный институт...
Вот те и раз! Потенциальный госслужащий работает на ПАЗике по формуле «два через два».
– А когда же карьеру будешь делать?
– Пока я знаю, что завтра и послезавтра у меня свободные дни, а карьера никуда не денется. У меня ещё, с вашего позволения, всё впереди, – полушутя-полусерьёзно говорит Света.
А ведь так оно и есть на самом деле.