– Мадам Нина! Это вам! Мы не могли не приехать!..
Не предупреждая, без договорённости, чуть не через пол-Франции они примчались к нам. Всю ночь говорили и пели, вспоминали их приезд в Ярославль. А на утро у нас было посещение французских семей. И очень хорошо, сказали нам хозяева, приходите все вместе. В каждую семью пришли ярославцы и лионцы, и это были такие радостные встречи не просто ровесников, а вспыхнувшая дружба двух народов.
Это рассказывает преподаватель школы № 42, единственной школы области с углублённым изучением французского языка, Нина Павловна Королёва.
Их группу принимал мэр Пуатье. Там же собрались родители учеников, накануне побывавших в Ярославле:
– Мы хотим познакомиться с людьми, которые сделали наших детей такими счастливыми.
В эти дни школе исполняется полвека. Вся её история связана с именем проработавшего здесь тридцать лет директора Николая Петровича Гусева, а после его кончины с памятью о нём. Он пришёл сюда через Курскую битву и штурм Кёнигсберга. И кроме красного диплома физмата у него были звание лейтенанта-танкиста, два ордена Отечественной войны и несколько боевых медалей. И стал он жить школой, а школа – им. Он умел делать всё, и мальчишки обожали заниматься с ним любой работой, девочки становились красивее, чувствуя к себе рыцарское отношение директора. А гордились и гордятся сейчас им все.
Школа становилась такой, какой он хотел. Все технические новинки приживались здесь. Все педагогические новации были ко двору. Но в середине 60-х у директора появилась идея – сделать 42-ю школой углублённого изучения французского языка, и вторая в стране она получила статус. А многим такое казалось недостижимым – как совместить: Париж, Эйфелева башня, изысканная литература и ребята из нашего городского захолустья, где ещё недавно был рабочий посёлок Красный химик. Но школа будто ждала выхода в интернациональный мир. Когда готовились к встрече первых гостей, конечно, волновались. Школу прибрали к большому празднику. История Франции, её литература и искусство стали самыми востребованными темами. А также вдруг открылось новое представление о городе: что показать, по каким маршрутам провести гостей, кто будет экскурсоводом.
Первые французы – девушки из частного, престижного католического колледжа. Потом признавались, что басни о медведях на улице и необразованных грубиянах казались вполне возможными. Зато к расставанию это уже были другие люди: и гости, и хозяева. С тех пор школьники двух стран обмениваются визитами. В обеих странах готовятся отмечать 1000-летие Ярославля, соревнуются в яркости своих программ. Ярославцы чувствуют себя посланцами мира.
Говорят, что ребята из 42-й отличаются особыми манерами, дружбой в коллективе, заботой о школе, серьёзным отношением к учёбе. Многое делается в память о директоре. Выросла берёзовая аллея, заложенная им. Возникла традиция – выпускники который год ездят в места Курской битвы, где прошла боевая юность Николая Гусева.
Создан музей, который по праву считается одним из лучших школьных музеев города. В нём есть журнал отзывов французских друзей. Вот несколько записей: «Я люблю Россию. Я люблю вас, русские. Фани. Гренобль», «17 дней, незабываемых дней. Спасибо всем, кто помог нам в установлении этой дружбы. Андре. Лион», «Дни пролетели очень быстро. Но мы не забудем никогда эту дружбу, которая родилась и осталась навсегда. Целую вас. Алекс. Пуатье», «Ничто не заставит меня забыть то, что я пережила здесь. Флора. Гренобль», «Я очень люблю путешествовать. Но никогда, никогда в жизни я не встречала таких гостеприимных людей. Я вас люблю. Стефани. Лион».
Есть особая запись – от учителя Мишеля Селье: «Спасибо вам за 30 лет душевного и интеллектуального удовольствия». Он когда-то приезжал сюда молодым педагогом, потом – с невестой, с женой, с сыном. Ярославль стал для него почти родным.
Повзрослели и выпускники 42-й школы разных лет. Каждый год примерно 16 процентов их становятся студентами отделений французского языка. Среди них учителя школ и вузов, студенты и аспиранты университетов Пуатье, Лиона, Парижа, Ля-Рошель, переводчики ООН и различных туристических групп, служащие французских компаний. Из первых неуверенных шагов возникло драгоценное чувство взаимопонимания, любви и дружбы.
Николай Петрович Гусев, чьё имя с недавнего времени носит школа, был бы доволен. Среди его многочисленных увлечений самое любимое – он строил макеты кораблей. Именно его кораблик стал эмблемой школы. Кораблик отважно идёт через все штормы и ветры. Идёт под двумя флагами – российским и французским.