Народ откликнулся – москвичи скупают бриллианты, переводят деньги в евро, полки в гипермаркетах вроде АШАНа пустеют. Ярославль позавчера тоже накрыла первая волна бессмысленной и беспощадной народной паники – из банкоматов одного из банков подчистую выгребли все деньги, и многим не хватило. Что думают ярославцы о кризисе, как жить дальше собираются?
Дмитрий АРБУЗОВ, директор ООО «Палитра» (продвижение красок DYO):
– Я пока кризиса не ощущаю. Интересовался состоянием московских банков – лопнул один, и то «карманный». И московская «бриллиантово-валютная» лихорадка мне кажется не паникой, а обычной попыткой грамотно вложить деньги, спрогнозировать ситуацию. Кто-то скупает бриллианты, кто-то соль и спички. До Ярославля пока докатилась лишь первая волна, кризис будет продолжаться, но, на мой взгляд, он не опасен. «Газпрому» и нефтяникам на кризис наплевать – их продукцию как покупали, так и будут покупать. Нынешний кризис – это не бедствие вроде дефолта или перемены правил игры в бизнесе из-за прихода нового правительства. Да, пострадает кредитная система, и народ, привыкший жить в кредит, по примеру Запада, будет недоволен. Сейчас кредитование в стране практически прекращено. Один из результатов – компания «Форд» снизила цену среднеклассного авто «Форд-Мондео» на целых сто тысяч. Кризис затронет крупные компании, «сидящие» на «длинных» многолетних кредитах. Полки гипермаркетов сегодня пустеют, потому что сетевики снижают риск – сокращают запас товара на складе и ассортимент, а завтра будут пустеть потому, что люди занервничают и начнут скупать еду. Это неприятно, но я считаю, что кризис нужен. Дело рыночное, суровое – выживут действительно сильнейшие. А с точки зрения обывателя нормальная позиция – не обращать внимания. Было уже. Белые придут – грабят, красные придут – грабят, зелёные придут – кризис… Национальный вид спорта у нас такой, не привыкать.
Владимир БАБУРИН, директор ОАО «Скоково» (полигон по утилизации отходов):
– Никакого влияния кризиса наше предприятие как субъект экономики не ощущает – работаем как работали. Я не вижу никакого заметного волнения и среди работников предприятия в том смысле, что они не высказывают недовольства. Никто не говорил о внезапно возникших бытовых проблемах. Более того, у меня есть друзья-банкиры, и все они, в том числе и в доверительных, частных, беседах, никакого беспокойства не проявляют.
Владимир КРАСОВСКИЙ, заместитель начальника управления сферы услуг мэрии Ярославля:
– Несмотря на то, что сегодняшний кризис – сугубо финансовый и напрямую сферу услуг не затрагивает, причин для особого благодушия я не вижу. Экономика – единая система, и финансовый кризис в той или иной мере отразится на всех сферах жизни. Возможно повышение цен на отдельные виды товаров, но, подчеркиваю, на отдельные виды, и говорить сейчас о каком-то дефиците – это недобросовестная и преждевременная постановка вопроса.
Как правило, потребительский рынок реагирует адекватно на возникающий спрос на товары и услуги, и надеюсь, что «продуктового бума» не будет. В то же время как житель Ярославля, то есть как частное лицо, я испытываю некоторую тревогу. Думаю, что критической ситуацию назвать пока нельзя да вряд ли будет можно в дальнейшем. Государство сегодня в силе и в состоянии принять достаточные антикризисные меры и предотвратить социальные катаклизмы. Я не склонен замалчивать проблему, но поводов для паники, царящей сейчас у банкоматов, когда люди снимают последние 500 или 1000 рублей, по-моему, нет.
Евгений КОМАРОВ, строитель:
– Невозможно относиться к складывающейся ситуации безразлично. Если честно, то этого кризиса в отличие от августа 98-го я побаиваюсь, потому что сейчас уже есть что терять. Успел накопить сбережения. Хорошо ещё, что их я вложил в рубли, а не в доллары, как советовали друзья. А то бы много потерял. Вот теперь сижу и не знаю, что делать: бежать снимать деньги и покупать на них драгоценные металлы или запасаться продуктами.
Сергей СИЛИН, менеджер отдела продаж:
– Ну, если продолжится рост цен на бензин из-за этого кризиса, то я задумаюсь о покупке лошади. Ездить на ней можно в любую погоду, по любым дорогам. Говоря серьёзно, думаю, что если ситуация на рынках не улучшится, то начнётся не только сокращение кадров, но и заработных плат. Неизвестно, как повлияет вся эта ситуация на стоимость продуктов, коммунальные услуги, телефонную связь…
Игорь Иванович ГОРЕЛЫХ, пенсионер:
– Что будет, то будет. Сколько всего мы уже пережили. Денег особых у меня всё равно нет, живём от пенсии до пенсии, так что вряд ли я много потеряю. Только если вырастут цены на продукты. Поэтому я на всякий случай жене наказал купить макарон.
Юлия КОЛЕСОВА, менеджер проектов:
– В нашей стране такие кризисы происходят с завидным постоянством. Так что бояться их бессмысленно. Во-первых, денег на счетах в банках у меня нет. Во-вторых, есть работа в стабильной компании. А вот если бы я располагала достаточным объёмом денег, то вложила бы их в недвижимость, потому как цены на жильё в нашей стране стабильно высокие. Это бы позволило избежать неприятных последствий.