Вот только вроде остановили волну телефонных звонков с требованием «выкупа», а злоумышленники уже придумали новый способ отъёма денег у честных граждан.
– В аптеку приходит прилично одетый мужчина и под видом оптового покупателя расспрашивает о работе учреждения, узнаёт имя руководителя, в общем, наводит справки, после чего уходит, – рассказывает начальник 2-го отдела ОРЧ по линии управления уголовного розыска криминальной милиции УВД по Ярославской области Антон Рубинштейн. – Через какое-то время в аптеку звонит якобы руководитель и велит отдать определённую сумму человеку, который от него придёт. За один только день было зарегистрировано пять подобных эпизодов мошенничества. Суммы передавались разные: от 20 до 50 тысяч рублей, был даже поставлен «рекорд» в 100 тысяч.
Но если мошенники действуют хотя бы с выдумкой, периодически меняя «маски и сценические костюмы», то воры какими-либо изысками себя не утруждают. Вламываются в помещение и выносят всё более-менее ценные вещи. Примерно так поступали трое мужчин, задержанные в мае по подозрению в серии грабежей из деревенских домов.
Имущество сельских жителей вызывало интерес у разного рода «предпринимателей». Среди хлама и действительно ненужных вещей нередко встречаются и настоящие сокровища. Иногда задержанные ходили по домам, предлагали хозяевам продать им иконы, лампады, предметы старины, и, получив отказ, удалялись. Чтобы прийти ночью. Тогда с пожилыми людьми незваные гости уже не церемонились. Но чаще дело обходилось без предварительных переговоров – просто под покровом темноты выбивали окна, взламывали двери, связывали и избивали стариков-хозяев и выносили всё.
Взять живыми удалось только двоих «ценителей старины глубокой», третий при попытке к бегству был смертельно ранен. Пока задержанным инкриминируется 14 эпизодов грабежей, но следствие ещё в самом разгаре.
В фильмах про милицейские будни нередко выходит так, что раскрытию преступления помогает фарт, простая удача. В реальных буднях оперативников всё совсем по-другому: везение, конечно, бывает, но не так часто. Нашему собеседнику пришлось изрядно покопаться в памяти, прежде чем он вспомнил один такой случай.
– В январе прошлого года пошла серия разбойных нападений на детей, – рассказывает Антон Михайлович. – Совершал их явно не судимый человек, данных о нём никаких, кроме как на удачу ни на что надеяться не приходилось.
Фортуна заставила оперативников ждать себя более месяца. Дежурившие на Заволжском рынке милиционеры обратили внимание на двух мальчишек, предлагающих продавцу купить у них сотовый. Пацанов взяли, проверили телефон – он оказался в розыске. Ребята упорно твердили, что нашли аппарат в бору, но после долгих разговоров с милиционерами признались, что телефон им дали два парня.
– Едем к одному из них, он тоже долго сопротивляется, но тут нам опять повезло – отец у парня оказался что надо, – вспоминает Антон Рубинштейн. – Поговорил с сыном по-мужски, тот всё и рассказал.
Гулял со знакомым, тот увидел на улице ребёнка, подошёл к нему и, угрожая ножом, забрал телефон. Вычислить этого «знакомого» труда не составило. Сейчас дело находится в суде. По словам оперативников, на счету обвиняемого, которому на момент совершения преступлений было около 16 лет, порядка 12 разбоев. Подросток сам подробно рассказал о своих «художествах».
Однако случаются в работе сотрудников уголовного розыска и проколы – куда же без них. Вспомнил Антон Михайлович случай, когда промашка вышла уж совсем нелепая.
– Установить местонахождение одного человека можно было только через его подругу, – говорит Антон Михайлович. – Оперативники, не афишируя кто они есть, вместе с ней сели в лифт. Девушка спросила, на какой им этаж, и один ответил – «на двенадцатый». А этажей в доме, как потом выяснилось, всего десять. Попутчица тогда на ребят косо посмотрела, но ни о чём не догадалась.
Однако выйти на след преступника – ещё полдела. Что делать розыскникам, если, к примеру, нужный им элемент сидит в квартире и в ближайшее время выходить из неё не собирается? Санкции суда на проникновение в помещение можно долго прождать, а человека надо брать немедленно. Вот и приходится милиционерам идти на разные ухищрения.
– Из кино и передач все и так знают, к каким методам мы прибегаем, – смеётся Антон Рубинштейн, – тайных способов не так и много осталось, поэтому говорить о них не будем.
Но один из оперативников всё же раскрыл секрет. Однажды, чтобы выманить подозреваемого из дома, сотрудники устроили на капоте его машины самый настоящий банкет: поставили бутылку, разложили закуску. Увидев это безобразие, «объект» пришёл разбираться. Тут-то тёпленьким его и взяли.