ГОРОД УТРАТ И МИФОВ
Впрочем, стоит ли печалиться о потерянном твёрдом знаке, коль давно нет на топонимической карте города собственно улицы Новинской – она переименована в честь вождя революции, улицу Ленина, да и самого Романово-Борисоглебска по сути тоже нет.
В 1919 году патриархальное название было решительно заменено прогрессивно настроенными жителями на фамилию погибшего юного красноармейца Ильи Тутаева. Хотели даже назвать город Тутаев-Луначарский, на том основании, что Анатолий Васильевич дважды здесь бывал, но, к счастью, видный революционер от такой чести отказался. А то назывались бы сейчас жители Романово-Борисоглебска… тутаево-луначарцами. Но это так, небольшое отступление, замечательно характеризующее, впрочем, Романово-Борисоглебск как город многочисленных мифов.
Одна легенда о местонахождении колокольни Казанского храма чего стоит! Как известно, она стоит с восточной стороны, напротив алтаря, что противоречит всем церковным канонам. Так вот рассказывают, что сам господь Бог перенёс колокольню с северо-запада, где она была построена изначально, и лично утвердил напротив алтаря. Кто ж осмелится критиковать такое «неправильное» месторасположение колокольни?
Есть легенда и о том, что под нею покоится прах местного юродивого Ануфрия, некогда очень почитаемого в Романове. По сей день некоторые местные жители верят, что молитва, адресованная святому Ануфрию, избавляет от зубной боли лучше любого стоматолога.
От мифа, который повествует о происхождении огромных валунов на берегу Волги (как раз близ Казанского храма), конечно, пользы куда меньше, чем от «стоматологической» молитвы Ануфрию, однако тоже интересно. Говорят, что каждый купец, приплывающий в Романов с торговой негоцией, был обязан привезти валун, размеры которого были соизмеримы с личными грехами приезжего торговца – тогда в делах ему фартило.
В общем, по части мифотворчества романовцы – доки хоть куда. Причём большинство «именных» мифов – про романовскую овцу, романовский гвоздь, романовское кружево, романовскую баранку – даже имеют под собой некие исторические свидетельства.
Конечно, музейщики – публика до раскрутки мифов охочая, не могли оставить пылиться в задворках провинциального самосознания подобные «вкусные» подробности. Так, в музее «Домъ на Новинской» появились и начали жить активной жизнью три экспозиции, посвящённые самым ярким и знаменитым местным легендам, – «Музей романовского гвоздя», «Музей романовской овцы» и «Музей романовской баранки».
«ИМАТИ СКОЛЬКО НАДОБНО…»
Существует красивая притча, согласно которой Пётр I, побывав в Романово-Борисоглебске, пожелал видеть купца Ивана Боргина собственной персоной, дабы тот показал ему свои железные заводы, слава о которых распространилась до самой столицы. Оставшись преизрядно довольным качеством гвоздей, Пётр отдал распоряжение: «Имати на романовских заводах у Ивана Боргина сколько будет надобно…» Корабли, построенные теми гвоздями, удались на славу, приняли участие в азовском походе, и выход России к Чёрному морю был открыт…
Сейчас в музее гвоздя собрана не одна сотня экспонатов: это и многогранные, с толстыми большими шляпками громадные гвозди XVII века, и современные, хорошо нам знакомые. Собиралась эта необычная коллекция годами – жители Тутаева находили гвозди в своих домах, сараях, в огородах… и несли в музей. Кроме этого в музее есть и другие старинные изделия романовских кузнецов – весы, подковы, ключи, замки – словом, всё, к чему кузнец мог приложить свои умения.
Существует примета: если, загадав желание, удастся вогнать гвоздь с одного или двух ударов по самую шляпку, оно обязательно сбудется. Немудрено, что в музейной экспозиции уже не один пень плотно нашпигован гвоздями.
Романовский гвоздь за время своего существования в музейном пространстве успел совершить головокружительную карьеру – он имел честь быть «лицом» Ярославского художественного музея на «Интермузее-2006».
– Гвоздь художественного музея – культурная провокация для создания новых мифов и произведений, – говорит пресс-секретарь музея Марина Полывяная.
Естественно, поскольку всю музейную экспозицию вывезти тогда в свет не удалось, фотохудожник Геннадий Ершов создал серию фотографий, представляющих сокровенную жизнь предмета, историю его гипотетического существования вне быта и утилитарного применения. Дизайнер Евгений Романов (подлинная фамилия художника, не культурная провокация и не подтасовка фактов, честное слово. – Авт.) создал инсталляцию с настоящими романовскими гвоздями – это древо, соединяющее миф и реальность, прошлое и настоящее.
«Гвоздем» экспозиции является, конечно же, гвоздь гулливеровских, прямо скажем, размеров – метра полтора в длину. Он, вопреки ожиданиям, деревянный, зато украшенный автографами всех музейщиков страны.
А ПОДАТЬ СЮДА БАРАШКА
– Музей романовской овцы изначально создавался как детский интерактивный музей, поскольку серьёзных экспонатов для рассказа о развитии овцеводства в этом крае у нас не было. Да и задачи такой мы перед собой не ставили, – рассказывает куратор экспозиции филиала ЯХМ «Домъ на Новинской», старший научный сотрудник Наталья Пискунова. – Тем более что сама романовская овца – это ещё одна колоссальная мистификация этого края.
Однако рассказывать легенду о возникновении этой породы здесь любят. Связана она опять-таки с именем Петра I, который некогда так восхитился семихолмьем левого берега, разделённым глубокими оврагами с бегущими вниз, к Волге, прозрачными ручьями, что воображению государя явилась русская Швейцария. Вот только барашков для полноты картины не хватало. И тогда царь немедля отписал своему сподвижнику Лефорту приказание отправляться в Силезию за партией отборных ягнят для разведения их в здешних краях. Овцы, говорят, благополучно достигли романовской земли и привыкли к климату… Отсюда и берёт отсчёт история знаменитой романовской овцы.
Но музейные специалисты больше склоняются к версии исторического существования в этих краях обширных татарских поселений, а национальная кухня татар, как известно, тяготеет к баранине.
В сегодняшней музейной экспозиции – несчётное количество экспонатов, и «поголовье стада» усилиями музейных сотрудников и посетителей постоянно растёт. В основном это – мягкие игрушки и статуэтки барашков, верховодят здесь забавные Рома и Ромашка. Все овечки вольно «пасутся» на импровизированном лужке, поэтому с ними можно пообщаться и поиграть.
В планах музейщиков – создание детского клуба, организация фестиваля, разработка каких-либо проектов, связанных с главным персонажем – романовской овечкой, направленных вне музейных стен.
– Это к вопросу о том, куда дальше и в каком направлении будет и может развиваться этот музей, – делится своими размышлениями Наталья Пискунова. – Собирательство современной сувенирной продукции – это, конечно, не музейная задача. Но оттолкнуться от подобной экспозиции и идти дальше – вполне в наших силах.
СЪЕДОБНЫЙ ИНТЕРАКТИВ
Забив на счастье гвоздь и потрепав по волнистой шёрстке барашка Ромашку, можно заглянуть на третью «новодельную» музейную экспозицию, прославляющую романовскую баранку.
– Правда, историки уже в начале ХХ века писали, что рецепт приготовления теста для баранки утрачен. Более того, не сохранилось даже упоминаний о том, какой формы она была – круглой или овальной, из какой муки выпекалась – ржаной или пшеничной, – смеется Наталья Михайловна, наш гид в этом удивительном путешествии. – Но надо отдать должное: хлеб в Романове по сей день пекут удивительно вкусный, и когда туристы нас спрашивают, что им лучше привезти из Тутаева в качестве сувенира, мы отвечаем: «Купите местного хлеба, не пожалеете».
В декорациях этой экспозиции самое милое дело – душистый чай с вкуснейшими пирогами распивать. Этот приятный во всех отношениях «интерактив» можно оговорить заранее, при заказе экскурсии. А надкусив пирожок, чтобы слюной не захлебнуться, уже и по сторонам можно посмотреть: в зале несколько десятков, если не сотен, экспонатов, изготовленных руками тутаевских хлебопёков, – тут и монетки из теста, и гвозди, и барашки, и, конечно же, баранки всех видов и размеров. Глаза разбегаются от такого хлебобулочного великолепия. Дабы не было соблазна оценить экспонаты на вкус, все они покрыты специальным лаком, но если и случится по каким-то причинам утрата – копии изготовить для романовских умельцев не проблема.
Все три музейных пространства, по которым мы с вами совершили заочную экскурсию, задуманы сотрудниками музея и построены как созидаемый миф. Они открыты для совместного с посетителем творчества и видоизменяются в соответствии с характером творимого мифа. Каждый новый экспонат, подаренный посетителями музея, позволяет развивать мифотворчество – главную особенность и оригинальную идею музея «Домъ на Новинской». Таким образом, музей-миф становится «домом коллективной мечты».