Город опутан сетью растяжек, захлёбывается в волнах навязчивых неоновых огней и тонет в море бесконечных билбордов. «Северный край» неоднократно поднимал тему уличной рекламы («СК» за 23.10.07 «Каменные джунгли стали рекламными», 11.06.08 «Кто очистит улицы от скверны?» и другие). Однако проблема остаётся очень актуальной. Новые рекламные конструкции появляются в городе как грибы после дождя. Мало того, что большинство из них выглядят безобразно с эстетической точки зрения, так многие ещё и не соответствуют техническим нормам и порой представляют серьёзную опасность для жизни. Однако демонтировать эти самовольно установленные щиты никто не спешит. Но, как говорят в театре, если на сцене в первом акте висит ружьё, то в четвёртом оно обязательно выстрелит.
И вот «ружьё выстрелило». В прошедшую субботу в районе клуба «Гигант» на проспекте Октября развалившийся рекламный щит упал на проходившую мимо женщину. В результате с многочисленными и серьёзными травмами она была доставлена в Соловьёвскую больницу.
Первый заместитель главы администрации Ленинского района Александр Владимирович Анисимов так прокомментировал этот вопиющий случай:
– Щит был установлен самовольно. Организация «Городское рекламное агентство» не имела документов, разрешающих установку. Мы подали исковое заявление в суд, и в результате было вынесено решение о демонтаже рекламной конструкции. Всё произошло ещё в начале лета. Тем не менее владельцы не спешили убирать щит. Было возбуждено исполнительное производство. По этому поводу мы специально вызывали представителей рекламной компании 26 сентября.
Встреча с безответственными владельцами состоялась в пятницу, а несчастный случай произошёл на следующий день, в субботу.
Щиты падают в Ярославле уже не первый раз – подобное происшествие случилось в январе нынешнего года на улице Промышленной. Тогда рекламная конструкция рухнула на проезжавший автомобиль.
А вообще, какие технические требования предъявляются к рекламным щитам? И кто в таком случае несёт ответственность за их состояние? На эти вопросы ответила начальник управления городского дизайна и рекламы мэрии Ярославля Галина Владимировна Васильева:
– Общие технические требования определяются ГОСТом «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений». В нём содержатся достаточно жёсткие требования к владельцам рекламных конструкций. Кроме того существует постановление мэра № 3190 «О мерах по реализации закона «О рекламе» в части установки рекламных конструкций».
Прежде чем установить рекламный щит, владелец обязан заключить договор на его установку и эксплуатацию, а также получить разрешение мэрии. Для этого владелец обращается в управление городского дизайна и рекламы мэрии Ярославля с заявлением. К нему прилагаются определённые документы, в том числе проект рекламной конструкции, включающий в себя среди прочего проектно-конструкторскую и монтажную документацию с указанием материала, параметров и основных узлов. Ответственность за техническое состояние конструкции в первую очередь несёт сама рекламная компания.
– Но щит на проспекте Октября был установлен самовольно. Почему это произошло и кто должен контролировать подобные действия?
– Самовольно установленные рекламные конструкции выявляют территориальные администрации мэрии. В случае их обнаружения сотрудники администрации сначала выдают предписания о демонтаже. Если владелец не обращает на это внимания, что, к сожалению, происходит нередко, представители районной администрации обращаются в суд уже с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции. На настоящий момент суды вынесли более сотни решений о демонтаже. Но даже в этом случае владельцы не спешат убирать щиты с улиц. Конечно, это является большой проблемой. Тогда нам приходится подключать судебных приставов и решать вопрос уже более жёст-ко, – отмечает Галина Владимировна.
Кстати, сколько вообще конструкций в нашем городе установлено самовольно? На этот вопрос нам ответила начальник управления регистрации и ведения реестров мэрии Валентина Иннокентьевна Небренчина:
– Всего в Ярославле имеется 1697 городских рекламных мест. Самовольно установленных конструкций около 230. Конечно, это немало. Поэтому недавно на комиссии муниципалитета было принято решение о демонтаже 30 конструкций. На это выделяется 2 миллиона рублей (мы уже писали об этом – «СК» от 4.09.08 «Рекламные щиты всех достали» – ред.).
Способам борьбы с обилием навязчивой и опасной рекламы ярославцы могли бы поучиться у москвичей. Причём инициатором этой борьбы стал не кто иной, как сам мэр – Юрий Михайлович Лужков. Он неоднократно говорил, что в Москве щиты «задавили» архитектуру, и предпринимал конкретные меры. В случае с Ярославлем щит задавил и архитектуру, и человека, причём в прямом смысле.
Чиновников, контролирующих рекламную сферу, в Ярославле вполне достаточно. Может быть, территориальным администрациям следует более внимательно относиться к выполнению постановления мэра? Не лишним было бы и проведение ревизии в каждом районе: а нужно ли столько рекламных конструкций на их территории? Похоже, вообще пора наложить вето на установку новых рекламных щитов особенно в историческом центре Ярославля.