Основание для беспокойства есть. Строительству любого объекта, тем более незаурядного, предшествует большая работа. Исследования, концепция будущего сооружения, эскизный проект, который выносится на суд специалистов, согласования в различных инстанциях, общественное обсуждение, наконец, само проектирование. Ни о чём таком пока не слышно. Разве что – в глухих отзвуках кабинетных прений. Времени остаётся в обрез, поэтому «Северный край» предпринял собственное расследование.
В мэрии сказали, что объект – не их. Деньги федеральные, поэтому им как заказчик занимается департамент градостроительства и архитектуры области. Главный архитектор области Дмитрий Ильич Брандуков переадресовал к своему заму Олегу Геннадьевичу Быкову, «который в курсе всех деталей». Быков объяснил, что он бы с удовольствием, но летом решением губернатора кураторство объекта передано департаменту строительства области. Именно он выполняет сейчас функции заказчика.
Таким образом, моим собеседником стал директор департамента строительства Константин Валентинович Устюгов. Я получила исчерпывающие ответы на все заданные вопросы. А вот «картинки» того, как будет выглядеть концертный зал, так и не получила.
– Неужели до сих пор, как вы говорите, её нет?
– Градостроительный совет во главе с губернатором одобрил концепцию архитектурного решения. В рамках этой концепции разрабатывается проектная документация. Когда она пройдёт утверждение, мы будем готовы её показать.
Несмотря на настойчивость корреспондента «Северного края», Константин Валентинович остался непреклонен: показывать что-либо рано. Насколько реален в таком случае сам подарок городу, о котором тем не менее говорится с высоких трибун как о деле решённом?
– Обычная беда бюджетных строек – денег нет. Здесь они будут. Только в этом году мыдолжны получить на этот объект 500 миллионов рублей федеральных денег. Вся необходимая документация для их получения подготовлена – губернатором в этом плане проделана огромная работа. В следующем году придёт ещё один миллиард рублей. Объект будет обеспечен, уже ясно.
Итак, остаётся напрячь воображение.
Место выбрано прекрасное – там, где сейчас стадион военно-финансового института. Главный вход со стороны Которосльной набережной. Здание представляется внушительным не только в денежном выражении. Вопреки названию, в нём разместится не один зал, а два – на полторы тысячи и на четыреста мест. Большой, иначе говоря, театральный зал, рассчитан на проведение самых требовательных с точки зрения технического оснащения акций: театральных постановок, симфонических концертов, оперных спектаклей. В нём найдут применение самые современные театральные технологии, появится возможность использовать сложные постановочные решения. В зале предусматривается совершенная акустика, он оборудуется современной свето-, звуко- и видеотехникой, в том числе для демонстрации кинофильмов.
Закулисная часть представляет собой полный набор помещений для приёма гастрольных трупп, размещения декораций. А также (обратите внимание!) для того, чтобы иметь свою собственную театральную труппу.
Малый, или универсальный, зал предусматривает широкие возможности для быстрой трансформации. Когда нужно, превращается в кинозал, требуется другое – становится залом для совещаний, банкетным залом, конгресс-холлом или пресс-центром. Современные технологии трансформации позволят проводить и концерты, рассчитанные на небольшое количество слушателей.
Проектировщик определён по результатам конкурса. Основным разработчиком проекта стало «Товарищество театральных архитекторов» (Москва). Оно известно проектами Дворца музыки у Павелецкого вокзала в Москве, концертного зала в Астрахани,+ другими. Главный архитектор проекта – руководитель этого товарищества Юрий Петрович Гнедовский, президент правления Союза архитекторов России.
Ярославцы тем не менее, судя по словам Устюгова, не ждут у моря погоды. В этом году планируется провести подготовительные работы: установить ограждение строительной площадки, если потребуется, вынести ненужные инженерные сети, подвести временное электроснабжение, чтобы без проблем работать зимой.
– В этом же году мы должны провести аукцион на выбор генподрядной организации, чтобы с 1 января 2009 года начать активную фазу строительства, – продолжает он. – Наша основная задача: до начала отопительного сезона 2009 года закрыть тепловой контур объекта (коробка здания, витражи, крыша). А с ноября 2009 года приступить к монтажу оборудования и отделке, чтобы в течение года то и другое завершить.
– Получаются очень сжатые сроки. Если в ноябре будущего года начать монтаж оборудования и отделку, то закончатся они в ноябре 2010 года – уже после юбилея.
– Будем стараться сделать всё к юбилею. В плане будет стоять: к сентябрю 2010 года объект ввести в эксплуатацию.
– Сейчас что-то мешает началу практических работ?
– (После долгой паузы). Никаких сложностей нет.
– Насколько я знаю, первоначальные проектные предложения уже пересматривались. Менялся облик здания, предложенный вначале, идея удешевлялась. Сейчас в плане проектирования всё уже встало на практические рельсы и движется вперёд обычным порядком? Или могут быть ещё какие-то пересмотры?
– Нет. Сейчас уже идёт разработка проектной документации. Конечно, она ещё будет проходить экспертизу. Возникают рабочие моменты, некоторые вопросы по архитектурно-планировочным решениям, составу театральных технологий. Обычная работа. Я думаю, 1 ноября мы начнём экспертизу. Будет создана рабочая группа экспертов, которая ни на что другое не будет отвлекаться от этого проекта. В тесном взаимодействии с проектировщиками она должна устранить все замечания по проекту до конца ноября. Работать эта группа будет в Москве, чтобы не терять время на переписку.
Последнее очень интересно, правда? Всегда бы так! В состав рабочей группы, по словам Устюгова, войдут штатные сотрудники Государственной экспертизы строительства. Она формируется руководством ярославского госучреждения – Вневедомственной экспертизой строительства. Для оценки технологий, возможно, будут привлечены эксперты из Москвы.
По ходу разговора выяснился любопытный момент. Главная идея, которую департамент строительства закладывает в здание концертного зала – возможность его модернизации как в самое ближайшее время, так и в процессе эксплуатации в дальнейшем.
Во-первых, не определена стратегическая линия его использования. К чему окажется больше интерес слушателей и зрителей? К концертам выдающихся певцов и музыкантов? К ярким театральным постановкам? К опере и балету, известным у нас «вживую» только по спектаклям гастрольных трупп? В проект поэтому будет заложена возможность дооснащения концертного зала тем оборудованием, которое максимально сможет удовлетворить интересы слушателей и зрителей.
Во-вторых, уровень технического прогресса сегодня такой, что, как ни придумывай, завтра он наверняка устареет. Технология звука, света стремительно развивается, её модернизация должна здесь идти постоянно.
Впрочем, возможно, в ближайшие пять лет ничего обновлять не понадобится, но то, что через двадцать лет концертный зал не останется таким же, как в день открытия, это точно. Коммуникации поэтому будут заложены с учётом развития, вся коммунальная инфраструктура, энергомощности тоже.
– Хватит у нас сил, чтобы всё это сделать? Ведь концертный зал при всей своей значительности лишь один из многих объектов, запланированных к 1000-летию? Даже если отвлечься от всего остального, сможем мы освоить такие деньги?
– Возможно, придётся привлечь строителей со стороны. Не исключаю, что это может быть иностранная компания. Почему нет? Что касается ярославских организаций, то они могут работать на субподряде, опыт совместной работы с иностранными фирмами у ярославцев есть.
В заключение предпринимаю ещё одну попытку выведать, как же всё-таки будет выглядеть здание. Не станет ли оно диссонансом к ещё не потревоженной красоте Которосльной набережной, судить, конечно, рано. Или уже поздно? Окончательного варианта пока нет, в который раз отвечают мне.