Вообще говоря, дискуссии о реформе местного самоуправления начались с самого начала этой реформы. То есть, ещё в 2003-м году во время принятия 131-го закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ни для кого не было секретом, что проект закона списан с аналогичного закона Германии. Скептики уже тогда предсказывали, что закон может породить огромное количество конфликтов по разделу территорий, полномочий, а главное, финансов между органами местного самоуправления разных уровней.
Прошедшие пять лет показали, что многие тогдашние опасения подтвердились. Закон ложился на российскую действительность с трудом. К сегодняшнему дню в него внесены уже 270 поправок. И дискуссии продолжаются.
Так месяц назад по инициативе Общественной палаты РФ в Ярославле проводились общественные слушания по проблемам развития сельских поселений. Приехавший из Москвы директор Ассоциации сельских муниципальных образований Юрий Гурман с пафосом отстаивал здравую идею закона:
– Главная цель – уйти от административно-командной системы. В Советском Союзе было, что вся власть сосредоточена где-то наверху, а на местах, на селе – только исполнители. Теперь другое дело, полномочия переданы самоуправлению.
А председатель комиссии Общественной палаты Леонид Давыдов говорил:
– Раньше все вопросы социального обустройства на селе решал колхоз. Он же их и финансировал. Теперь, когда в регионах центра России чуть не половина колхозов прекратили своё существование, а оставшиеся сельхозпредприятия чуть живы и не в состоянии содержать социальную сферу, только местное самоуправление может быть организующей силой в жизни села, именно оно должно всколыхнуть там народную инициативу, придать новый смысл жизни людей, заинтересовать их в обустройстве и развитии своей территории.
Всё это верно. И дай Бог, чтобы сбылись надежды на подъём народной инициативы. Но пока оснований для оптимизма не видно. Созданные органы местного самоуправления столкнулись с двумя главными проблемами. Во-первых, финансового ресурса для реализации их новых полномочий мягко говоря недостаточно. Во-вторых, и кадров квалифицированных для осуществления властных полномочий во многих поселениях нет.
– Органы местного самоуправления занялись вопросами, до которых раньше у областных и районных властей не доходили руки, но вот финансов у них на это недостаточно, – констатировал губернатор Ярославской области Сергей Вахруков. – Вместе с тем финансы, и очень значительные, стали уходить на содержание аппарата управления, поскольку количество муниципальных служащих теперь многократно возросло. Необходимо провести оптимизацию органов местного самоуправления. То есть, во-первых, подумать о сокращении штатов за счёт устранения дублирующих функций, во-вторых, о передаче некоторых функций на уровень муниципальных районов, в-третьих, об объединении некоторых поселений.
Собственно именно такое решение уже и было принято на съезде руководителей органов местного самоуправления. Резолюцией этого съезда Юрий Гурман был очень удивлён.
– Как так, неужели руководители поселений сами проголосовали за то, чтобы отказаться от своих властных полномочий? – восклицал он.
– Не с восторгом, конечно, проголосовали, но другого выхода нет. На носу зима, а у большинства котельных в поселениях такие долги, что в одиночку не потянуть, – отвечал ему Сергей Вахруков. – В принципе, единственный путь возрождения села в том, чтобы привлекать инвестиции в создание крупных агрохолдингов или иных новых производств, а для этого и земельные ресурсы должны быть консолидированы. Набор ресурсов на территории области один и он конечен. И важно этот ресурс распределить между разными уровнями власти так, чтобы использовать его наиболее эффективно. Для этого нужно не бороться за личные полномочия, а действовать согласованно.
В шести поселениях, упомянутых в начале этой статьи, похоже, так и решили.
– В нашем районе было создано четыре поселения, но сейчас я вижу, что целесообразней было бы, чтобы их было лишь два, – говорит глава Большесельского муниципального района Владимир Лубенин. – Зона у нас чисто сельскохозяйственная, доходы маленькие и получается, что весь налоговый доход поселений уходит на зарплату управленческого аппарата. Я обратился к представителям поселений с предложением об объединении. После обсуждений и переговоров с моим мнением согласились главы Новосельского сельского поселения Ирина Борисовна Колесникова и Большесельского сельского поселения Александр Вениаминович Некрасов. Оба они за кресла свои не держатся, а думают, как реально улучшить жизнь своих поселений. В случае объединения они сэкономят на содержании управленцев, и останутся какие-то свободные средства на благоустройство посёлков. Так что вопрос об объединении этих поселений выносится на референдум уже 12 октября. Другие два поселения в нашем районе пока объединяться не готовы. Думают. Это их право.
Да, действительно, в конечном счёте решение будут принимать сами люди. Время и сама жизнь в конце концов подскажут им то или иное решение. Пока в нашей области к объединению готовятся шесть поселений. Остальные в раздумьях.