Латвийская ассоциация социальных волонтёров «ODIN/VITA» вместе с даугавпилской городской думой организовала международный лагерь в рамках проекта «Breaking the borders». Проект проходил при поддержке европейской молодёжной программы «Youth in action» и финансового инструмента европейской экономической зоны и правительства Норвегии.
Тридцать молодых людей из шести стран собрались, чтобы попытаться разобраться, какие стереотипы сложились о каждой стране друг у друга. Благо, что пять из шести были страны из экс-СССР: Латвия, Литва, Украина, Молдавия и Россия. Уж чего-чего, а ярлыков-стереотипов бывшие сёстры-республики понавешивали друг на друга предостаточно. Западноевропейская Италия в этой 1/3 СССР смотрелась диковинно.
Россию в международном лагере презентовала четвёрка ярославцев: Захар Кармалита, Диана Сульженко, Ксения Дерябина и Алевтина Туркина. Они представляли Российский союз молодёжи, городской молодёжный центр и управление по молодёжной политике мэрии Ярославля. Раньше уже Ярославль сотрудничал с европейскими молодёжными организациями, и когда появилась вакансия для России, то выбрали жителей нашего города.
Делегаты приехали в город Даугавпилс, второй город Латвии. Что поразило ярославцев, так это русскость стотысячного городка. Он практически ничем не отличался от обычной российской глубинки. Те же трамваи, автобусы, машины.
Примерно такие же зарплаты, что и в Ярославле. Правда, жильё снимать дешевле в два раза. Такой же сервис, как и у нас.
Точно так же люди говорят на русском и слушают русскую музыку. Это в Риге большая часть населения считает себя латышами и говорит на национальном языке, а даугавпилсцы ощущают себя русскими и говорят на нашем языке.
Все молодые люди друг к другу отнеслись достаточно терпимо. Общались на русском языке. Лишь литовцы предпочитали говорить по-английски. И когда приехали итальянцы, то из уважения к ним почти все делегаты перешли на английский язык.
Участники лагеря вышли на улицы и стали выяснять, что же люди думают о наших странах. Россию, на взгляд латышей, лучше всего характеризуют водка, сильные женщины и русская мафия. Итальянцы, в умах прибалтов, связаны с чрезмерным поеданием пиццы. Латвийцы, по мнению многих, медлительны, а литовцы поголовно играют в баскетбол. «Достопримечательности» Украины – алкоголь и сало, а Молдавии – гастарбайтеры и вино.
По ходу опроса никто из горожан не переходил демонстративно на государственный язык, заслышав российскую речь. И это в стране, где висели плакаты, изображающие Владимира Путина и Джорджа Буша с надписью: «Сколько за Грузию?»
Да и в Риге никто не делал вид, что не понимает русский язык.
Когда же определились с «трёхглавым стереотипом» России, то ярославцы стали с ним бороться.
Рассказывали, что они не пьют.
– Вы не пьёте, а другие в России пьют, – возражали иностранцы, – у вас есть водка.
– Но мы не пьём столько пива, как немцы или чехи. Столько вина, как французы или итальянцы. Столько виски, как американцы.
Потом ярославцы увидели по телевизору контраргумент в виде пьяного легкоатлета на соревнованиях и фильм «Особенности национальной охоты». Что уж после этого спрашивать с иностранцев?
Здесь были семинары, встречи, вечера национальных культур.
Ярославцы представляли свою страну через щи, блюда из картошки, морс. Играли на ложках, пели народные песни в национальных костюмах. Украинцы потчевали борщом, варениками, маринованными огурцами и горилкой. Молдаване угощали пюре из кукурузной муки и брынзой.
Русские поразили всех тщательным подходом. Народные костюмы были у всех, пляски ставила Алевтина Туркина, которая десять лет занималась народными танцами. А украинцы, когда дело дошло до танцев, в качестве национальных исполнителей выбрали... Сердючку и Руслану.
Зато утром слушали нашу популярную музыку, которая очень понравилась итальянцам. Ходили потом переписывали.
Конечно, четыре молодых человека из Ярославля не изменят сразу сложившиеся стереотипы. Но по результатам работы этого лагеря выпустят брошюру и понесут её по латышским школам. Там молодые люди убедятся, что русские дети не рождаются с бутылкой в руке, а молдавские – только с мастерком.