ДВОЕЧНИКИ ОТ ПРИРОДЫ?
Согласно официальному постановлению мэра в больницы, школы и другие объекты социальной сферы тепло должно было прийти 18 сентября, а в жилые дома – 25-го. Теоретически все, кто сейчас читает статью, имеют возможность прислониться к тёплой батарее... А если кто случайно продолжает мёрзнуть – пусть винит в этом кого угодно, но только не энергетиков: таков примерный общий смысл обращённой к прессе (а значит, и общественности) речи управляющего директора главного управления компании по Ярославской области Анатолия Голуба. По словам этого уважаемого руководителя (а также по данным официального пресс-релиза), «до сих пор не урегулированы взаимоотношения между ТГК-2 и бывшими ДЕЗами некоторых районов Ярославля...»
Список двоечников, не подготовивших отопительные системы к приёму тепла или не заключивших нужные договоры, вполне тянет на краткое изложение романа «О всеобщем разгильдяйстве и бесхозяйственности». Ключевое слово – «всеобщем».
Новый Жилищный кодекс РФ требует, чтобы уже в этом году все дома перешли на новый способ управления (создали ТСЖ или выбрали управляющую компанию). В Ярославле 45 домов по сей день документально с формой управления не определились. Фактически они ничьи, и значит, энергетикам просто некому (в юридическом смысле слова) поставлять тепло.
Но и среди имеющих хозяев домов и предприятий есть немало «несчастливых». Спор энергетиков и ТСЖ «Добрынина, 25» по задолженности за уже поданное тепло и по правильному оформлению документов длится второй год. В должниках также ЖСК «Мир-2» (ул. Пионерская, 11), товарищество домовладельцев «Виктория» (ул. Победы, 51). Есть проблемы по заключению договоров на поставку тепла у ТСЖ «Ляпино» (1-я Шоссейная, 44), ТСЖ «На Белинского» (15б), ТСЖ «Красноборская-19», ТСЖ «Родина» (ул. Кооперативная, 19, к. 2).
Кроме жилых домов в «чёрном списке» четыре детских сада, одна школа, туберкулёзный диспансер, морфологическое отделение медицинской академии... Энергетики вновь открыли «горячую линию» (тел. 58-66-71) – пусть те, кого компания вслух называет «недобросовестными клиентами» (равно как и любой желающий), звонят и консультируются.
Вообще компания демонстрирует полную открытость, законопослушность, работает «на отлично» и даже выше... По крайней мере приглашённая на встречу с журналистами представительница ООО «ЖЭУ» Надежда Паутова от имени сразу двадцати ТСЖ сравнила работу энергетиков с «бочкой мёда».
По её словам, получатели тепла, то есть мы с вами, ощущают некоторый прогресс в работе энергетиков – письма с вполне внятными инструкциями о том, как правильно готовиться к отопительному сезону, компания рассылает потребителям ещё в апреле. Однако на то и «бочка мёда», чтобы в ней нашлось место для «ложки дёгтя». После получения чудесных писем представителям ТСЖ надо посетить три отдела компании – расчётный, договорный и инспекторский. Процесс этот тяжёлый, кто сидел в очередях за справками – знает.
На эту «ложку дёгтя» у энергетиков мгновенно нашёлся «половник мёда» – уже в конце октября ТГК-2 обещает открыть специальный центр по обслуживанию клиентов, работающий по принципу «одного окна».
Одним словом, после официального отчёта о готовности к отопительному сезону работу энергетиков иначе как идеальной не назовёшь. Правда, остаётся один маленький вопросик – неужели все, кто не готов к приёму тепла, – изначальные двоечники, неужели их природа такими создала? Но почему тогда хуже всех к зиме были готовы Кировский и Ленинский районы? Уж не потому ли, что они застроены самыми старыми домами и у домовладельцев просто больше объективных трудностей, о которых на пресс-конференциях говорить почему-то не принято?
Неужели вина за осенние «внутриквартирные заморозки», знакомые, без преувеличения, каждому ярославцу, лежит исключительно на домовладельцах, которые злостно не чинят трубы, цинично не проводят опрессовку и разнузданно не заключают договоры? А энергетики – над схваткой, в сияющих доспехах и со словами «абсолютная правота», вышитыми на белоснежном знамени?
Даже вышеупомянутая Надежда Паутова, приглашённая явно как представитель образцово-показательных клиентов, и то не удержалась. Когда Анатолий Голуб высказал мысль о том, что проблемы существуют только технические, то есть связанные с состоянием сетей, и никаких препятствий к нормальному оформлению любых документов нет, представительница ТСЖ подвергла его слова сомнению. Она вспомнила о случаях, когда энергетики требуют предоплату, что сильно затрудняет процесс законного оформления документов. Острая тема была тут же «замята», но слово – не воробей...
ЭТИ МОНОПОЛИСТЫ
Сдержанное недовольство энергетиков распространяется не только на «недобросовестных клиентов». Есть ещё бесхозные тепловые сети, которые неизвестно кто должен ремонтировать. Ведь граница зоны ответственности ТСЖ – наружная стена жилого дома. И если труба в 10 метрах от этой стены проржавела, а чинить её некому, то тепло в дом могут не подать, будь его ТСЖ хоть трижды образцовым. Эту ситуацию решает мэрия. По распоряжению мэра комитет по управлению имуществом регистрирует все проблемные сети, но процесс этот небыстрый. И здесь все вопросы – не к энергетикам, а к их партнёрам.
Репутация ТГК-2 вознесена на недосягаемую высоту. В её конфигурацию входят генерирующие предприятия Архангельской, Вологодской, Костромской, Новгородской, Тверской и Ярославской областей. В состав главного управления ОАО «ТГК-2» по нашей области входят Ярославские ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, Ярославские тепловые сети, Ляпинская и Тенинская котельные (как подразделения), 238 километров магистральных теплосетей. Компания поставляет 78 процентов от всего обогревающего область тепла. Казалось бы, неуязвимый флагман экономики? Вовсе нет! Нелегко поверить, но и такая корпорация, оказывается, страдает от козней монополистов! Таким монополистом (как утверждают представители ТГК-2) признан «Ярэнергосбыт». Руководство ТГК-2 надеется, что в будущем диктат «Ярэнергосбыта» удастся преодолеть, и все договоры между потребителями и ТГК-2 будут заключаться напрямую, без посредника.
В БЛАГОРОДНОМ СЕМЕЙСТВЕ СКАНДАЛОВ НЕ БЫВАЕТ
Буквально накануне начала отопительного сезона под угрозой остаться без тепла был целый ряд посёлков «придворного», традиционно лучшего, Ярославского района – Дубки, Ивняки, Щедрино, Нагорный. ОАО «ЖКХ «Заволжье», непосредственно ответственное за то, чтобы люди не замерзли, в предоставленном ТГК-2 «чёрном» списке значится на видном месте как неплательщик (пожалуй, один из самых крупных). Генеральный директор ОАО «ЖКХ «Заволжье» Дмитрий Чернышов пояснил, что «Заволжье» действительно задолжало энергетикам 400 тысяч.
Произошло это из-за сбоя в банковской системе, и уже на момент, когда верстался этот номер «Северного края», долг возвращён. Насколько обоснована столь принципиальная позиция ТГК-2 по поводу 400-тысячного долга – каждый читатель, наверное, поймёт по-своему.
Более мелкие должники и двоечники комментируют трения с энергетиками одинаково: «Все проблемы решены, всё уже хорошо, вчера посовещались и решили». Их можно понять: ТСЖ и ТГК только по количеству букв похожи, а на деле – величины весьма разного калибра. А пословицу «Бодался телёнок с дубом» никто не отменял... В общем, всё прекрасно. Тепло дали всем (если что – звоните). Процент обогреваемости ежегодно растёт, работа совершенствуется, и главное – есть ещё абсолютно непогрешимые фирмы. Знакомая картина, не правда ли?