На этом фоне служители Русской православной церкви шагнули по ту сторону колючей проволоки и протянули руку помощи сидящим «в стране и сени смертной». Что движет Церковью? Что определяет меру ее жертвенности тем, от кого порой и родные отказались, чувствуя свою беспомощность перед злом? С этих вопросов начался наш разговор с протоиереем Василием Денисовым. Он является представителем Ярославской епархии в областной комиссии по помилованию, возглавляет епархиальную комиссию по работе с исправительными учреждениями области.
– Изначально Церковь всегда была с грешниками. Господь и пришел к нам не для спасения праведников, но грешников. Так говорится в Евангелии, так заповедовал Христос Спаситель ученикам своим: «В темнице был, и вы пришли ко Мне».
Кто сидит в тюрьме? Люди, преступившие закон – гражданский, нравственный, духовный прежде всего. А раз так, то они особо нуждаются в духовном попечении Церкви. В местах лишения свободы многие по-иному, а зачастую и впервые начинают задумываться о себе, искать смысл жизни. Люди ищут общения с Богом. Русская церковь всегда сознавала это, и у нас сложились давние традиции именно пастырского тюремного служения. В определенном смысле они не были забыты даже в советские годы, когда и сами священники отбывали наказание по сфабрикованным делам.
– Люди, сидящие за решеткой сегодня, хватаются за Церковь как за соломинку? Они сознают свое грехопадение или это что-то другое – например, желание просто отвлечься от тюремных будней?
– Некоторые, опять же скажу, ссылаясь на Евангелие, истощив все силы свои и возможности, материальные и духовные, прибегают к Господу со словами отчаяния и надежды: «Помоги». Есть такие, кто поэтапно проходит духовное становление. Вера для них не последняя соломинка, а та основа, которая полностью меняет человека. Время, проведенное в колонии, эти люди уже не считают напрасно потерянным, вычеркнутым из жизни, и, выйдя на волю, они не прерывают свою связь с Церковью.
– А как складываются судьбы этих осужденных, уже отбывших наказание? Ведь многие выходят – но нет ни крыши над головой, ни работы. Церковь когда-то брала заботы об этих людях на себя, создавая странноприимные и работные дома. А как нынче?
– Это очень серьезная проблема. Мы поднимаем ее на попечительских советах, но в целом вопрос-то государственной важности, нужна полноценная, именно государственная программа, одной Церкви ее не решить. В частном же порядке мы можем устроить двух-трех человек, особенно получивших определенный духовный заряд. Они прибиваются к монастырям, приходам, им там дают работу, послушания, крышу над головой, пищу, но это только малая часть. Остальные обращаются в гражданский центр занятости, а тот адресует их в какие-то организации, где людей, отбывших наказание, конечно, не берут. Под любым предлогом стараются отказать им в работе. От этого, от незанятости человека, от невозможности прокормить себя, обеспечить достойное проживание, и рецидивы преступлений. Многие оказываются за решеткой и второй, и третий раз.
– Несмотря на то, что человек и с крестиком на шее, и понимает степень греха?
– Да, и с крестиком, и понимает. Но, видимо, безысходность положения побуждает. Часто, отбыв большой срок, человек теряет на воле всякую связь с родными, жилье. И выйдя на свободу, вновь попадает под влияние криминальной среды, где его используют в своих целях до какого-то времени, а потом подставляют, и он оказывается вновь за решеткой. Когда встречаешься с такими, беседуешь, они прямо говорят: а другого выхода нет. Такой замкнутый порочный круг.
– Какая помощь на уровне епархии оказывается сегодня исправительным учреждениям в нашей области?
– В каждом из них бывают наши священники, ведут просветительскую работу среди заключенных. Во всех учреждениях есть молельные комнаты, часовни или даже храмы, куда осужденные могут прийти помолиться, поставить свечу, исповедаться. Многие вообще крестятся в колониях. У нас есть там воскресные школы, библиотечки духовной литературы.
– Выступая на выставке-ярмарке «Мир и клир», проходившей в Ярославле в конце минувшего года, представитель синодального отдела Русской православной церкви по взаимоотношению с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Наталья Владимировна Пономарева рассказала о работе московских общин с исправительными учреждениями. Они собирают одежду для заключенных, предметы личной гигиены, книги, организовали для них дистанционное православное обучение. Идут ли в тюрьмы и колонии с целью организации помощи заключенным прихожане Ярославской епархии, возможно ли это в принципе?
– Возможно. Батюшка, окормляющий заключенных, бывает, берет с собой прихожан. В ряде храмов собираются пожертвования, одежда, вещи.
– Как встречают священников в колониях работники исправительных учреждений? Есть взаимопонимание с ними?
– Сегодня, безусловно, есть. Полное взаимопонимание и поддержка. Руководство всех исправительных учреждений ощутило уже, что Церковь благодатно влияет на людей. Кстати, есть случаи, когда у наших священников, окормляющих заключенных, крестятся и сами сотрудники учреждений.
– Отец Василий, вы член комиссии по помилованию. Это, наверное, довольно трудная задача – решать судьбы людей, при этом не только заключенных. Вот человека досрочно освободили, а он на воле совершил еще преступление, порой и более тяжкое...
– Очень сложное это дело, комиссия по помилованию. Обращаются в нее люди, имеющие большие сроки, надеются сократить их. Примеры, когда люди находят в себе силы устоять перед искушением вновь совершить преступление, есть. Даже имевшие неоднократную судимость, но обретшие веру в колонии, крестившиеся там, сумели найти себя. Обрели работу, семью, венчались, начали добрую христианскую жизнь.
– Не могу не спросить вас об отношении к смертной казни. Вопрос этот время от времени поднимается в обществе. Многие убеждены: остановить тяжкие преступления могут только адекватные меры со стороны закона – смерть за смерть...
– Господь дал жизнь, и Господь сам распорядится ею, таково мнение Церкви. Ведь если Бог попустил такое, значит, в этом есть Его промысел. Мы знаем, что без этого и волос человеческий не упадет с головы... Надо разобраться и понять в себе все – и преступникам, и жертвам тоже, почему же такое происходит...
Отец Василий тяжело вздыхает, подыскивая слова.
– Трудная это тема, батюшка?
– Очень! Тяжело смотреть в глаза, слушать людей, потерявших близких, которых преступники лишили жизни... Многие жаждут отмщения, наказания, но Господь сказал: «Мне отмщение, и Аз воздам!»