Жители дома № 6 на улице Угличской с недавнего времени потеряли покой и сон. Усилиями неких предприимчивых господ весь первый этаж их старенькой пятиэтажки словно по мановению волшебной палочки превратился в торговый ряд. Люди в ужасе. Неизвестно, как со временем отреагирует их сорокалетний дом на многочисленные перепланировки нижних квартир, ведь уже в нескольких местах стены дали трещины. Однако не только это беспокоит людей.
Некоторое время назад местные активисты обратились в ОАО «Яргазсервис» с просьбой провести проверку системы газоснабжения нежилых и жилых помещений. Её результаты оказались шокирующими. В одном из подъездов не было технических условий на перевод квартир в нежилое помещение, кроме того, обнаружен самовольный демонтаж участка газопровода. В письме ОАО «Яргазсервиса» директору «Управляющей организации многоквартирными домами Кировского района»К.Н. Мельникову звучит грозное предупреждение: «Ставим вас в известность, что часть демонтированного газопровода в перекрытии здания находится под газом, и может создаться угроза для жизни граждан, проживающих в этом доме. Просим вас срочно принять меры по устранению данного нарушения».
Проще говоря, с недавнего времени жители этой пятиэтажки находятся на пороховой бочке. Рванёт или не рванёт, неизвестно. Но уж если рванёт, мало никому не покажется. Тогда Ярославль вполне может повторить печальную славу Воронежа, Железноводска, Казани, где в начале этого года газовые взрывы унесли десятки жизней.
Своё письмо газовики отправили в управляющую компанию в феврале 2008 года. Однако магазины продолжают работать, а руководство управляющей компании пребывает, судя по всему, в благостном спокойствии: мол, если с домом что и случится, то никак не по его вине.
– Мы-то как на эту ситуацию можем повлиять? Всё, что в нашей компетенции, мы делаем, – удивляется директор управляющей компании Константин Мельников. – Люди нарушают закон, используют жилое помещение в качестве нежилого. Наши специалисты регулярно проводят обходы. Выявляем нарушения, составляем акты использования помещения не по назначению, предписания об устранении. Только практика свидетельствует, что в большинстве случаев ничего не выполняется. Потом обращаемся в прокуратуру о принятии мер воздействия, к примеру, только в этом году по 52 случаям. Прокуратура передаёт дела в госжилинспекцию. А потом суд всё решает.
По словам чиновника, собственник в праве распоряжаться своим имуществом. Есть порядок, который регламентирует перевод жилого помещения в нежилое. Однако не все его соблюдают, и проблема эта во всех районах, не только в Кировском. При этом, оказывается, и бизнесмена понять можно. Он предпочитает не ждать год-два, пока оформляются документы: сначала сделать, а потом всё узаконить.
Что и говорить, нелёгкая доля у современных предпринимателей. Со всех сторон их прижимают, а бумажная волокита настолько задушила, что даже на уровне правительства обсуждается вопрос, как не мешать развитию малого бизнеса. Только почему-то, в нашей стране принято большинство хороших начинаний доводить до абсурда, и соблюдение интересов одних странным образом превращается в ущемление прав других. Протестами и жалобами жителей практически всегда сопровождается появление магазинов и офисов в жилых домах. При этом с каждым годом их становится всё больше. На этом делают деньги, и мало привлекательные квартиры на первых этажах продают с бешеной переплатой под конторы и торговые павильоны. А что же власти?
По словам начальника юридического отдела территориальной администрации Кировского района Ярославля Наталии Соколовой, ежегодно их комиссия рассматривает более сотни дел, связанных с незаконной перепланировкой и использованием жилых помещений не по назначению. Часть из них заканчивается миром, когда собственники документально доказывают своё право превратить жильё в офис или магазин. В некоторых особо сложных случаях юристы обращаются за помощью к Фемиде. В этом году было подано двадцать одно исковое заявление о продаже с торгов помещений, используемых не по назначению, в прошлом их было восемь.
– Когда нам поступают жалобы, выходим на объект, если есть нарушения, выдаём предписания об их устранении. Работать по таким делам сложно, – рассказывает Наталия Генриховна. – Случалось, не то что комиссию, а даже милиционеров не пускали в квартиры, поскольку это частная собственность. Тогда обращаемся в суд с исками об устранении препятствий в обследовании жилого помещения. Но даже если обследуем и нарушения находим, может появиться проблема с поиском собственника. Часто на объектах работают строители или арендаторы, которые о владельцах жилья и не слышали. Тогда ищем их через федеральную регистрационную службу. У нас есть собственники, которые имеют в Ярославле жильё, превращённое в контору или магазин, а сами живут где-нибудь за границей. Но даже если взять идеальный вариант, когда собственник находится быстро, для суда ещё нужно доказать, что он использует свой дом не по назначению.
По словам Наталии Соколовой, был в её практике случай, когда жильцы пожаловались на офис на первом этаже дома. Дескать, там шум, дверь металлическая постоянно хлопает, а по вечерам корпоративные вечеринки устраиваются. Специалисты администрации вышли на место и собственника застали, но тот уверял, что жильё использует для собственного проживания. Шумно из-за гостей, а обстановка, как в конторе, потому что ему такой дизайн душу греет. С трудом, совместными усилиями сотрудников милиции, жильцов дома и служителей Фемиды администрации удалось привлечь к порядку любителя офисного интерьера.
Вот так оказалось, что инициатива жильцов играет немалую роль в сохранении дома.
– Во многих случаях в суде по одной и той же квартире рассматривается сразу несколько исковых заявлений. Территориальная администрация выходит с иском о продаже с торгов незаконно перепланированного помещения. Жильцы обращаются в суд с требованием о приведении жилого помещения в первоначальное состояние. А бизнесмены хотят от Фемиды сохранения перепланированного помещения. Суд очень часто удовлетворяет требования жильцов. Именно такой результат в прошлом году был по всем восьми искам кировской администрации. А вот дальше исполнение судебных решений контролирует служба судебных приставов. И вернулось всё в прежнее состояние или нет, в компетенцию администрации уже не входит, – рассказывает Наталия Соколова.
Интересная ситуация получается, как у тех семи нянек, у которых дитя без глазу. Законность превращения жилых помещений в нежилые контролируют и курируют многочисленные чиновничьи инстанции, властные и силовые структуры. Только с каждым годом всё больше, как грибов после дождя, становится «первоэтажных» магазинчиков и контор, и далеко не у всех выполнены необходимые технические условия по перепланировке.
Что же остаётся делать людям, чтобы защитить свои дома от алчности нуворишей? Наверное, писать, писать, и ещё раз писать заявления, жалобы в различные инстанции, не давать чиновникам забывать о своих проблемах. Авось поможет.