ДВЕ ПЕЧИ СТОЯТ СЕМИ
Как и положено в начале знакомства, радушные хозяева – представители руководства ТМЗ не без гордости продемонстрировали, чем живёт предприятие сегодня, и надо признаться, гордиться есть чем. Экскурсия впечатляла, новое современное оборудование, используемое в цехах, позволяет минимизировать затраты и значительно увеличить производственные мощности. В частности, в литейном цехе уже давно применяют современный метод индукционной плавки с использованием электрической индукционной печи.
– От вагранок, так называемых пламенных печей, мы решили отказаться, поскольку при сегодняшних объёмах этот способ плавки оказывается слишком затратным. Более функциональны и экономичны индукционные печи. Сейчас в литейном цехе нашего завода в работе находятся семь таких печей, их производительность небольшая – тонна в час, но до определённого времени нас это устраивало, – рассказал главный инженер Тутаевского моторного Владимир Щаников. – Теперь решено и этот участок модернизировать.
Как раз в день нашего приезда в литейном цехе устанавливали новое английское оборудование. Бок о бок с тутаевскими рабочими монтировали новые печи специалисты из Англии.
ЯЗЫКОВОЙ БАРЬЕР НЕ ПОМЕХА
По словам заграничного сервис-инженера Ина Лендсата, который проводит на этом участке пусконаладочные работы, трудиться в Тутаеве одно удовольствие – в коллективе доброжелательная обстановка, взаимопомощь. Русские рабочие схватывают всё буквально на лету, при этом языковой барьер никуда не делся. Общаться приходится через переводчика, и незаменимым оказывается язык жестов.
– Две монтируемые английские печи позволят удвоить производственные объёмы, – говорит Владимир Михайлович. – Каждая из них выдаёт в час шесть тонн продукта, обе они смогут заменить все индукционные печи, работающие сейчас.
Не стоит забывать и ещё об одной стороне внедрения современных технологий. При использовании индукционных печей людям работать значительно удобней, при этом легче становится не только труд. По уровню шума, пыли и грязи цехи с применением старых методов, а именно ваграночного литья, значительно уступают тем, где используется новое оборудование. Подтверждает это и ещё один цех Тутаевского моторного завода – кузнечно-прессовый, где установлен японский ковочный пресс «Коматцу».
Однако тутаевцы модернизируют не только сложные участки. Им удалось аккумулировать имеющиеся средства и добиться того, что практически ежемесячно в разные цехи на завод приходит новое оборудование. В частности, в цех запасных частей поставлено современное оборудование из Германии и Японии.
Отдельная гордость заводчан – участок обрабатывающих центров ЦЗЧ, где сейчас установлено четырнадцать современных импортных станков. Они значительно проще и понятнее в обслуживании, чем, например, более знакомые и привычные агрегатные станки. По мнению заводского руководства, очередное приобретение этого уникального оборудования в соответствии с планом технического перевооружения ОАО «ТМЗ» позволит решить многие технологические задачи. А несомненным преимуществом обрабатывающих центров является возможность их переналадки практически на любую требуемую деталь, что позволяет использовать имеющиеся мощности более эффективно и рационально.
КАК ПТИЦА ФЕНИКС
Развитие современной экономики характеризуется спадами и подъёмами. Слабые производства умирают или поглощаются более сильными и крупными промышленными монстрами. Тутаевский моторный завод остаётся островком стабильности в бушующем море неспокойного российского рынка. А ведь было время, когда недоброжелатели потирали руки в предвкушении гибели предприятия. Но они просчитались, и, несмотря ни на что, завод продолжает жить и развиваться. Выстоял он в нелёгкое последефолтное время, когда у предприятия накопились миллионные долги, а производство было практически на нуле. Об этом шла речь на пресс-конференции, организованной руководством ОАО «ТМЗ» и приуроченной к профессиональному празднику машиностроителей и грядущему заводскому юбилею.
– В девяностые годы тридцатилетнему юбилею завода предшествовали тяжёлые времена, – вспоминает исполнительный директор ОАО «Тутаевский моторный завод» Виталий Грибанов. – Перестройка, спад и неразбериха в экономике. На заводе около полугода не выплачивалась заработная плата, объёмы производимой продукции были минимальными.
Неимоверных усилий стоило выровнять производство, но завод ждало новое потрясение. Тогда, по словам Виталия Михайловича, предприятие было искусственно ввергнуто в пучину банкротства. В таких условиях при массе ограничений развивать производство было очень сложно. Но заводчане справились и с этим. Не прибегая к так называемому оздоровлению, к 2005 году Тутаевский моторный завод вышел из процедуры банкротства, удовлетворив требования кредиторов. И это – едва ли не единственный пример в России.
Но до этого счастливого момента был ещё один тяжелейший удар – страшный пожар в литейном цехе, практически уничтоживший его и поставивший под вопрос судьбу всего завода. Однако заводчане сумели собственными силами, без помощи извне, ликвидировать последствия аварии. Через девять месяцев, как птица Феникс из пепла, цех восстал и завод начал нормально функционировать.
Сегодня трудно даже предположить, что было время, когда производство здесь балансировало на грани. Нынешний Тутаевский моторный завод – стабильно развивающееся предприятие.
– Подъём экономики страны благотворно влияет и на наши экономические показатели, – отмечает Виталий Грибанов. – На нашем предприятии сформированы долгосрочные программы модернизации – до 2015 года – чугунолитейного производства, производства двигателей, коробок передач. Реализация этой программы позволит увеличить объём выпуска продукции до десяти миллиардов в год. На сегодня месячный объём реализованной продукции в среднем составляет примерно 300 миллионов рублей.
По словам исполнительного директора, расширение производства сейчас стоит весьма недёшево. К примеру, современная британская линия, которая монтируется в литейном цехе, обошлась заводу в два миллиона четыреста тысяч евро. Это большие деньги, но тутаевцы осознают: без этого невозможно идти в ногу со временем, без современных технологий и качественной продукции на рынке не удержишься.
Тутаевский моторный завод доказал, что, несмотря ни на какие препятствия, может самостоятельно выстоять. Однако исключить себя из социума местное руководство не может и не хочет. Ведь изначально завод строился как градообразующее предприятие, более четырёх тысяч тутаевцев трудятся на ТМЗ. Однако почему-то вразрез с логикой районная исполнительная власть не только не поддерживает самого крупного местного налогоплательщика, но и, как прозвучало на конференции, «дискредитирует его деятельность», что, по мнению заводчан, негативно влияет на развитие района в целом.