В редакцию обратился житель дома Эдуард Самуилович Бельчин. Он рассказал, что после проведения ремонта проезжей части у подъездов стала скапливаться вода. Потом неполадки были частично устранены, но качество работ оставляло желать лучшего.
Почти хрестоматийный сюжет! Ярославль в подобных случаях всё чаще напоминает гоголевский Миргород, прославившийся на весь свет своей удивительной лужей, занимавшей поч-ти всю центральную площадь городка. Увы, водных преград предостаточно в самых разных местах и нашего областного центра.
У подъездов дома № 19 на улице Первомайской во время дождей разливается целое «озеро». На центральных улицах города вода скапливается и на тротуарах вдоль проезжей части. Свердлова 39/20, Некрасова43/32, Собинова 27 и 27а – вот далеко не полный перечень адресов, где жильцы страдают от «водной стихии».
И вот мы прибыли во двор на Угличской, чтобы посмотреть на ярославское «рукотворное чудо». Эдуард Самуилович предложил пригласить старосту четвёртого подъезда дома, Инну Александровну Горохову. Инна Александровна подробно рассказала о истории ремонтных работ.
– Долгое время дорога была разбита. Тротуара у подъездов у нас нет – приходится ходить прямо по проезжей части. Поэтому люди буквально лавируют между машинами. По вопросу ремонта дороги куда только не обращались. Наконец, наш двор включили в городскую программу. Дело сдвинулось с мёртвой точки, хотя на моей памяти на нашу дорогу обратили внимание первый раз.
Эдуард Самуилович рассказал, что он живёт в доме с 1968 года – и ремонт за 40 лет проводят впервые!
– Все работы начались ещё в июле. Мы думали, что дорогу нам сделают как следует. Поставят бордюры по краям проезжей части, ровно уложат асфальт. Ничего этого сделано не было, – продолжает Инна Александровна. – При укладке асфальта даже не насыпали щебень. Сказали – не положено. А как не положено, если дом стоит на болотистом месте? В итоге, у третьего и четвёртого подъездов дорога стала проваливаться, а после первого же дождя образовались лужи. И пенсионерам, чтобы через них перешагнуть, приходится разве что не на шпагат садиться. А из-за того, что бордюры в некоторых местах находятся на уровне проезжей части, машины легко заезжают на газон.
Хотя назвать так выскобленный подчистую колёсами машин участок земли более чем сложно. Машин, кстати, в разгар дня стояло под окнами штук семь. Эдуарду Самуиловичу рассказали, что установка бордюров в смету ремонта не заложена. Поэтому и оставили всё как есть, хотя вид проезжей части остался весьма неприглядным.
Но хотя бы укладку асфальта можно было сделать качественно? Инна Александровна не раз обращалась в МУП «Городское дорожное управление», которое осуществляло работы, просила, чтобы строители исправили ошибки. В итоге бригада из одиннадцати человек всё же приехала. Пригнали даже технику. Но вся работа немалого количества людей и дорожных машин заключалась в устройстве небольших канавок, по которым и должна стекать вода. Сами канавки только частично решили проблему. Вода перестала скапливаться у подъездов в большом количестве. Хотя в дни обильных дождей она стекает даже с территории соседнего дома, расположенного чуть выше. Переасфальтировать дорогу никто не стал.
С вопросом: «Почему асфальт был уложен как попало?» мы обратились к начальнику производства МУП «Городское дорожное управление» Михаилу Юрьевичу Коршакову. Он прояснил ситуацию. Перечень дворов или участков улиц, которые необходимо отремонтировать, готовит территориальная администрация. Составляется смета по выполнению работ, потом все предложения отправляются в проектные организации, а затем согласовываются в мэрии. «Городское дорожное управление» является лишь конечной организацией, выполняющий определённый проект.
Условно говоря, если в проекте не предусмотрены «подушка» под асфальт или бордюры по краям дороги – их не делают. Выходит, что весь вопрос снова упирается в смету расходов, за которую отвечают чиновники. Непонятно только одно. По странной логике получается так, что если у дома, например, есть бордюр, то выделять деньги на установку нового не нужно. А то, что этот бордюр в отдельных местах «врос» в землю ещё на заре гайдаровских реформ – дело десятое. Кроме того, проведение геологических работ, устройство «подушки», установка бордюров – весьма затратные мероприятия. Конечно, вместо того, чтобы сделать всё как следует, можно просто положить асфальт в нескольких дворах. Работа проведена, можно бодро отрапортовать об освоении средств. Только жители будут снова и снова вызывать дорожников, а те будут стараться что-то исправить в существующих условиях. Но ни инициатива жителей, ни смекалка рабочих, проблемы, согласитесь, не решит.
А между тем, никто не хочет, чтобы Ярославль стал хоть чем-то напоминать гоголевский Миргород. Ведь лужа в центре этого заштатного городишки давно стала символом провинциальности, запущенности и халатности властей. И было бы неправильно встречать тысячелетие в блеске огней новых построенных объектов, но с «подмоченной» репутацией. Вряд ли лужа достойна того, чтобы становиться юбилейным символом Ярославля.