Трагедия Беслана уже начала забываться, а ведь в первое время после тех ужасных дней как громко и на каждом углу кричали, что наши дети не защищены и с этим надо что-то делать. Делать стали – в школах и даже детских садах появились охранники, но спустя некоторое время пыл кричащих угас. Так уж устроена человеческая психика, нам всегда кажется, что беда где-то далеко и лично нас никогда не затронет… А она, увы, иногда затрагивает. Конечно, противостоять боевику школьный охранник вряд ли сможет, но защитить учеников от наркоторговцев, типов с нестабильной психикой да и обычной уличной шпаны, мимоходом заглянувшей в школу, он вполне способен.
ПЛАТА ЗА СПОКОЙСТВИЕ
Но тут сразу возникает другой вопрос: кто будет оплачивать услуги школьных стражей порядка? По словам начальника управления образования мэрии города Ярославля Григория Сибрикова, нет ни одного нормативного акта, который бы обязывал чиновников заниматься физической охраной общеобразовательных школ.
– Оказать финансовую помощь в решении этой проблемы мы не можем. На каждую школу из бюджета выделяется определённая сумма денег, и дополнительно профинансировать учреждение возможности нет, – поясняет Григорий Леонидович.
Получается, что оплачивать услуги охранников должны мамы и папы учеников. Ежемесячно кошелёк родителей, радеющих за безопасность отпрысков и своё спокойствие, пустеет в среднем на 150 рублей, за год выходит без малого две тысячи (некоторые школы обязывают оплачивать услуги квалифицированных сторожей и во время летних каникул). Для людей обеспеченных это деньги небольшие, но для родителей с малым достатком сумма существенная. Ситуация принимает катастрофический оборот, когда в семье учится не один, а два или три ребёнка, ведь не всегда администрация готова идти на уступки.
– Принудить сдавать деньги на охрану никто не может. Решение о заключении договора с частным охранным предприятием принимает родительский комитет, в который входят не все родители, а значит, будут несогласные. Но все проблемы можно решить миром, как-то договориться, – поясняет Григорий Сибриков.
А вот тут с Григорием Леонидовичем позволим не согласиться – не всегда можно договориться. Родители прекрасно понимают, что, не заплати они столько, сколько с них потребует учитель, жизни ребёнку в школе не будет. Все готовы к поборам в учебных заведениях, но иногда они переходят всякие границы. Недавно в дневнике ученика одной из ярославских школ появилась такая запись: «В учебном учреждении в обязательном порядке будет введена охрана с 8.00 до 17.00, то есть приблизительно 54 часа в неделю. Оплата за счёт родителей. Если вы не согласны, то за время летних каникул нужно решить вопрос о переводе ребёнка в другую школу». Выводы делайте сами.
В принципе родители не против сдавать деньги на оплату услуг охранника. Но лишь при том условии, что он будет реально защищать детей, а не просто создавать видимость бурной деятельности. Или даже не пытаться это делать.
– В прошлом году у нас охранником работала женщина. Целыми днями только и делала, что ногти подпиливала, а кто в школу входит и выходит – её вообще не волновало. Потом ей на смену пришёл мужчина, но через две недели выяснилось, что он болен туберкулёзом. Вот тогда нам действительно стало страшно. За такую «охрану» мы платили по 60 рублей в месяц. Спрашивается, на что уходили наши деньги? – рассказывает мать ученицы третьего класса школы № 35 Анна.
В начале нового учебного года стоимость услуг стража порядка в 35-й школе возросла до 150 рублей.
– Пока детей никто не охраняет, но администрация обещает, что в октябре пост сделают. На собрании сказали, что уже заключили договор с более профессиональной фирмой, так что прошлогодние ситуации не повторятся, – говорит мама ученика.
«ТРЕВОГА» НЕ ПО КАРМАНУ
Большие надежды учителя и родители возлагали на «тревожные» кнопки, но они, к сожалению, не стали панацеей. Во-первых, позволить себе такое удовольствие может не всякая школа. Установка сигнализации стоит примерно 20 – 25 тысяч рублей, а обслуживание – около тысячи в месяц. Для общеобразовательных школ с небольшим количеством учащихся эти дополнительные расходы просто не по карману. Во-вторых, на каждом шагу «тревожные» кнопки не поставишь. Всё в той же 35-й школе они распределены по кабинетам директора, завуча и учительской.
– На родительском собрании директриса нам прямо сказала, что, случись что, неизвестно, успеет ли она добраться до одного из этих помещений, – рассказывает мать другого ученика школы № 35.
Так что зоркое око на входе в школу просто необходимо. Два года назад мы решили проверить, надёжно ли охраняются наши дети – результаты, мягко говоря, не порадовали («Северный край» от 5 сентября 2006 г. – «На террористов – с голыми руками»). Бабушкам и дедушкам, надевшим форму с гордой надписью «Охрана», было все равно, кто пришёл на вверенный им участок и что ему здесь надо.
Сегодня ситуация нисколько не изменилась. В одной из брагинских школ (не будем уточнять, какой именно, дабы не навести на учебное учреждение настоящих злодеев) две женщины на вахте и мужчина в камуфляже долго смотрели на нашу группу из трёх человек, шёпотом спрашивая друг у друга (!), кто мы такие. Минут десять мы ждали, когда этот вопрос адресуют нам, но, так и не дождавшись, беспрепятственно прошли по коридору. Нас не останавливали даже учителя, встречающиеся на пути. И, что самое страшное, это не единственный пример безалаберного отношения к своим обязанностям.
Никто не просит от наших стражей школ чего-то сверхъестественного: не нужно делать из учебного заведения военный объект, достаточно всего лишь элементарной бдительности. Без охраны в школе обойтись нельзя – это факт. Но администрация образовательного учреждения в свою очередь должна строго следить за тем, как страж порядка выполняет свои функции, а не только подписывать договор с ЧОПом.