Случается такое раз в квартал. Жители занимаются своими будничными делами и знать не знают, что по команде из области в их районе на провода налип мокрый снег, несколько котельных внезапно вышли из строя и кое-где прорвало трубы. Всё это происходит виртуально, «понарошку». Так же понарошку реагируют и штабы на местах – составляют бумаги о том, что сделали бы в случае аварии, представляют их главе района, а затем сообщают в область о проделанной работе.
Сотрудники отделов ГО и ЧС называют такую искусственную осень «оперативным скачком». Людей в таких «скачках» занято немного – человек по 7 – 10 в каждом районе плюс по одному ответственному на каждом предприятии. С точки зрения неспециалиста «тренировка на документах» может показаться странным и бесполезным занятием, однако на самом деле это – аналог военных манёвров в условиях мирного времени, отработка слаженности действий всех официальных структур, ответственных за «чрезвычайку».
Впрочем, время на дворе не такое уж мирное, и надеяться остаётся, пожалуй, только на эту самую слаженность действий в условиях, приближённых к боевым.
Например, Гаврилов-Ямский район по состоянию объектов ЖКХ и работе отдела ГО и ЧС считается средним – здесь дела идут не так здорово, как в «продвинутом» Ярославле, но лучше, чем в полуразорённой глубинке – на дальних окраинах области. А дела обстоят так: приблизительный средний износ коммунальных сетей по району приближается к шестидесяти (!) процентам. Если учесть, что трубу, износ которой составляет 70 процентов, нужно немедленно выкидывать, то понятно, что на трубопроводах с 60-процентным износом аварии можно ожидать когда угодно.
Коммунальщики выходят из положения просто: понемножку снижают давление в сетях отопления и водоснабжения. Но вечно так продолжаться не может. И на случай аварии у коммунальщиков должен быть наготове запас труб всех диаметров, у энергетиков – запасные опоры для линий электропередачи, провода, техника. Сейчас Гаврилов-Ямский район имеет примерно около половины всего вышеперечисленного богатства (напомним – район считается по области средним).
Никаких катастроф с человеческими жертвами (говоря об этом, местные чиновники трижды стучат по столу) в районе не случалось давным-давно. А вот авария в канализационной системе в непосредственной близости от Гаврилов-Яма грянула неделю назад. Тут-то и выяснилось, что тренировки – дело не пустое: считалось, что над лопнувшей трубой пять метров земли, а копать пришлось все семь, потому что со времени последней проверки «подняли» дорогу, а в документах отразить это как-то позабыли. Бригада работала три дня под дождём. Прорванная труба превращала яму в подобие озера так быстро, что пришлось построить внутри ямы выгородку – только тогда насос начал справляться.
Такого рода «героические будни» на общем фоне подготовки к зиме районное руководство, конечно, не радуют, а что поделать? По действующему на сегодня законодательству муниципальные районы начинают получать средства на подготовку к зиме только после того, как выполнят 30 процентов «предзимних» работ за свой счёт.
Муниципалы такой порядок называют «драконовским», потому что самые весомые налоги, пополняющие районные бюджеты, поступают в конце года. А «кредита доверия» сверху нет… Если бы он был, то совещания по подготовке к зиме проводились бы в мае, а конкурсы на проведение работ начинались бы в июне – и всё было бы проще и надёжнее. Но это только «бы», сослагательное наклонение… И пока остаётся уповать на учения и слаженность действий в чрезвычайных ситуациях.