В жизни Владимиру Корытову не раз приходилось принимать поистине стратегические решения, зачастую поворачивавшие его биографию в совершенно противоположную сторону. Одним из первых таких шагов стало поступление в Рыбинскую авиационную академию. Правда, поначалу выпускник Борисоглебской средней школы в авиастроители вовсе не рвался, он хотел попытать счастья в Ярославском политехе, который тогда, в 60-х, ещё именовался технологическим институтом. Но и это желание было у Володи не таким уж сильным – работа на НПЗ после получения диплома тоже не очень-то привлекала. И тут вмешался, как это часто водится, господин случай.
– На вечере выпускников встретились с одним из бывших школьных дружков, который был на год старше меня, – рассказывает Корытов, – и он с таким восторгом рассказывал, что учится в РГАТА, так интересно описывал студенческую жизнь и увлекательные занятия, что вдруг в моей голове что-то щёлкнуло: пойду-ка и я туда же.
Так что после окончания школы юный Владимир Корытов направил свои стопы прямиком в Рыбинск, где практически без труда попал в число студентов. А с тем самым другом он несколько лет подряд делил не только стипендию, но и койку в съёмной квартире, ведь общежития в академии тогда ещё не было. Вместе грызли гранит науки, вместе бегали на танцы и мечтали о том, как станут классными инженерами и скажут своё веское слово в отечественном авиастроении. Правда, друг до вожделенного диплома всё-таки не дотянул, сошёл с дистанции, а Владимир получил-таки заветные корочки и отбыл по распределению в Запорожье. Но там, к сожалению, в передовых идеях молодого инженера вовсе не нуждались, тогда-то он и принял ещё одно стратегическое решение – отправился «добровольцем» в армию. После дембеля будущий генеральный директор оказался в Калуге, где вкалывал на одном из заводов простым рабочим. Полученные в академии знания всё же не пропали даром, и вскоре Корытов уже был на хорошем счету, начал продвижение по карьерной лестнице. Но молодому инженеру по-прежнему не сиделось на месте.
– Однажды я приехал в отпуск, и решили мы с отцом совершить небольшую автомобильную прогулку, – вспоминает Владимир Николаевич. – Ехали, ехали, смотрим – указатель: Гаврилов-Ям. Завернули, посмотрели город: уютный зелёный, а на окраине возводятся корпуса нового машиностроительного завода. Решил зайти, поговорить, а вышел уже с приглашением на работу, на должность начальника конструкторского бюро ОГМ. Причём, ответ надо было давать в считанные дни.
Ответ, конечно, был положительным, и в апреле 75-го Корытов стал полноправным гавриловямцем. Довольно скоро Владимир Николаевич и здесь проявил умение мыслить широко и перспективно, зарекомендовав себя специалистом с высокими организаторскими способностями, который в состоянии качественно и оперативно решать производственные проблемы. Эти качества в сочетании с высоким профессионализмом и обеспечили молодому начальнику КБ репутацию грамотного, уважаемого руководителя. Не заставил себя ждать и карьерный рост: в 77-м Владимир Николаевич возглавил сборочно-испытательный цех, шесть лет спустя был назначен главным технологом, а в 83-м занял должность главного инженера предприятия. В этом качестве он трудился вплоть до своего назначения на пост генерального директора завода в 1996 году.
– Это был сложный период для предприятия, – вспоминает Корытов, – ведь для того, чтобы выжить, надо было обеспечить резкий рост объёмов производства. За счёт чего это сделать? Тогда-то мы и приступили к расширению сферы деятельности, начав разработку и выпуск товаров народного потребления и гидроаппаратуры для автокранов, грейдеров, другой грузоподъёмной техники. Такой разноплановый подход довольно быстро дал результаты, и уже в 2001 году «Агат» превысил уровень 1991 года по товарному выпуску в сопоставимых ценах, чем может похвастаться далеко не каждое предприятие, особенно в Ярославской области.
Генеральный директор предпринял для спасения завода и ещё один стратегически верный шаг: в 1999 году ГМЗ «Агат» вошёл в состав крупнейшего в России производителя авиационных двигателей – московского объединения «Салют», сохранив, таким образом, свой основной профиль. А вскоре восстановилась и численность трудового коллектива и даже несколько превысила доперестроечный уровень. Медленно, но верно поползла вверх и кривая таких показателей, как выработка продукции. Сегодня у машзавода есть предпосылки, чтобы по всем трём направлениям работы – авиационному, автомобильному и товарам народного потребления – не снижать заданных темпов. Но всё же генеральный директор считает, что не это главное в развитии предприятия: «Необходимо создать такую социальную сферу, где людям было бы комфортно и интересно жить, в неё и надо вкладывать деньги, а прибыль – дело наживное. Это моя принципиальная позиция».
И слова эти не расходятся с делом: на заводе разработана собственная жилищная программа, призванная заодно решить и кадровую проблему, ведь для того, чтобы и дальше развиваться, «Агату» необходимы новые рабочие руки. А где их взять, если население города и района постепенно уменьшается? Десять лет назад предприятие начало внедрение программы по привлечению выпускников средних школ, которым предоставлялись не только рабочие места, но параллельно велось и обучение профессии. К сожалению, это не решило проблему дефицита кадров, тогда стратег Корытов предложил другой вариант – увеличить численность населения города на 5 – 10 тысяч человек за счёт перемещения населения из тех районов страны, где есть безработица.
– Мы планируем при активном участии завода построить жилой микрорайон в районе спорткомплекса «Спринт», – делится планами генеральный директор, – а также непосредственно напротив предприятия. Думаю, что это станет солидным вкладом в развитие Гаврилов-Яма, и на сегодняшний день уже разработаны соответствующие бизнес-планы. А заодно такая программа позволит привлечь молодёжь – главную движущую силу развития не только нашего производства, но и района в целом.
Во имя этой цели Корытов стал инициатором и ещё одного новшества – открытия в городе филиала своей альма-матер – РГАТА, что позволяет теперь юным жителям Гаврилов-Яма получать высшее образование, не уезжая далеко от дома. За пять лет дипломы этого учебного заведения получили уже больше сотни выпускников, и львиная доля из них трудится на родном предприятии, у проходной которого навечно застыл истребитель МИГ-23, как напоминание о самом первом задании гаврилов-ямских машиностроителей – выпуске агрегатов для этой быстрокрылой птицы. Сегодня «Агат» участвует не только в изготовлении, но и в разработке авиационных двигателей последнего, пятого поколения, которые стоят на лучших в мире истребителях СУ-27 и МИГ-29.
– Я убеждён, что у нас есть серьёзные задачи на перспективу, – говорит Владимир Николаевич, – и сегодня надо ясно понимать, что без мощной оборонной промышленности развитие России невозможно.
И он, конечно, прав, Владимир Корытов – генеральный директор, кандидат технических наук и первый почётный гражданин Гаврилов-Яма, внёсший весомый вклад в развитие своей малой родины.