В принципе, реформа местного самоуправления, начатая с принятием в октябре 2003 года федерального закона № 131, была направлена на то, чтобы сделать власть ближе к народу. Чтобы избиратели могли спросить за разбитый мост, например, не с главы района, который находится где-то в городе, а с администрации самого своего посёлка. И такая возможность действительно появилась – с января 2006-го органы местного самоуправления начали поэтапно приступать к выполнению своих полномочий, а с января 2007-го стали работать по собственным бюджетам, то есть самостоятельно формировать доходную базу и определять направления расходов бюджетных средств. Вот тут-то и выявилась основная проблема.
Оказалось, что подавляющее большинство небольших сельских поселений не в состоянии свести концы с концами и являются глубоко дотационными. Ведь сельское хозяйство в нашей области переживает трудные времена. Многие сельхозпредприятия находятся на грани банкротства и собрать с них приличные суммы налогов нереально.
Наиболее яркий пример тому – Вахтинское поселение Даниловского района.
– В поселении всего одна тысяча двести человек. Собственными доходами оно обеспечивает всего полтора процента своих расходов, – говорит глава Даниловского района Александр Смирнов. – Проще говоря, собираемых на территории налогов не хватает даже на то, чтобы платить зарплату руководителям поселения.
В большинстве других поселений ситуация тоже оптимизма не внушает. В области создана двухуровневая система органов местного самоуправления, избраны главы и представительные органы поселений, проведена их учёба, сформирован аппарат муниципальных служащих, аппарат этот снабжён материально-технической базой – помещениями, оргтехникой, транспортом. Но качество и доступность услуг местной власти по решению проблем местного значения от этого не очень-то улучшилось. И жизнь людей от этого лучше не стала. А вот расходы выросли существенно.
В поселениях появилась армия новых чиновников. Только на их зарплату за этот год область должна потратить более 300 миллионов рублей – в полтора раза больше, чем в прошлом году. Причём в среднем по области управленческий аппарат поселений лишь на одну только свою заплату тратит примерно треть бюджета. А в отдельных поселениях на управленческий аппарат уходит и по 80 процентов бюджета. И лишь то, что останется, идёт на благоустройство – уборку мусора, освещение улиц, содержание колодцев…
При этом мало какое поселение может профинансировать содержание своей пожарной команды. Эту функцию всё равно приходится передавать в ведение района. К тому же в поселениях не хватает квалифицированных кадров. Тех же архитекторов. Так что и вопросы градостроительства нужно оставлять в компетенции районных властей. Да и в сфере ЖКХ большинство поселений своими силами не справятся.
Для разрешения всех этих проблем на съезде муниципальных образований выработали ряд мер. Прежде всего поселениям необходимо увеличивать собственные доходы. Вместе с налоговыми органами «выводить из тени» зарплаты работающего населения и доходы предпринимателей. Увеличивать коэффициент К2 по сбору единого налога на вменённый налог для предпринимателей, повысить земельный налог, а возможно и ставки налога на имущество. С другой стороны, необходимо экономить на управленческом аппарате – пересмотреть его структуру, избавиться от дублирующих и избыточных функций.
В ближайшее время областное правительство намерено установить нормативы численности чиновников, которые будут определяться в зависимости от численности населения проживающего в муниципальном образовании. Одновременно будут установлены стандарты работы местных властей, чтобы граждане чётко знали, за что с главы посёлка можно и нужно спросить.
Все эти меры, конечно, дадут определённый результат. Но будет ли их достаточно для решения возникших проблем? Напрашивается мысль о более решительном шаге – об объединении некоторых поселений. Именно это и собираются сделать, в частности, в Даниловском районе.
– Мы посоветовались с главами поселений, с представительными органами власти и, наконец, просто с народом. И пришли к согласию. Есть смысл присоединить высокодотационное Вахтинское сельское поселение к Даниловскому сельскому поселению, – рассказывает глава Даниловского района Александр Смирнов. – Думаю, в октябре мы проведём голосование по этому вопросу.
Аналогичный шаг хотят сделать в Пошехонском районе. Там сейчас 28 сельхозпредприятий, большая часть которых едва сводит концы с концами. И зреет план объединить убыточные сельхозпредприятия в четыре крупных и конкурентоспособных агрохолдинга. Одновременно с этим предлагается и количество поселений сократить с семи до четырёх. Таким образом, экономическая структура будет совпадать с административной.
А в Ярославском районе забавная ситуация сложилась с посёлками Карабиха и Красные Ткачи. Дело в том, что посёлки фактически давно срослись, и некоторые улицы в них общие. Когда в каждом посёлке появилась своя власть, стали думать над тем, где между посёлками должна быть граница. И, поломав головы над этим запутанным вопросом, решили, что проще будет объединиться, чтобы не городить вообще никаких границ.
– Решение очень благоразумное. Ведь объединение позволит существенно сэкономить на управленческих расходах, – считает первый заместитель начальника областного управления по вопросам местного самоуправления Владимир Демьянов.
Между тем во многих других районах процесс предстоит непростой.
– Далеко не каждый глава поселения согласится отказаться от своего статуса самостоятельного руководителя и расстаться с частью своих полномочий. И глава может настроить народ против объединения. Так что перед возможным объединением предстоит большая разъяснительная работа, – говорит глава Гаврилов-Ямского района, председатель правления совета муниципальных образований области Николай Бирук. – Есть очевидные выгоды в том, чтобы дотационное поселение объединить с тем, чьи доходы достаточно высоки. То есть, например, присоединить небольшое сельское поселение к городу. Но это выгодно для селян. А вот согласится ли город принять на себя дополнительные расходы на содержание ещё и сельского поселения?
Но, как бы то ни было, работа по повышению эффективности органов местного самоуправления необходима. Тем более, что областная власть всё равно будет проводить политику выравнивания уровня бюджетной обеспеченности всех поселений. Так, чтобы и доходы местных бюджетов, и количество муниципальных служащих в расчёте на тысячу жителей было на каждой территории примерно одинаковым.
Словом, реформа местного самоуправления вступает теперь в новую фазу, направленную на упорядочение деятельности органов власти всех уровней и, в конечном итоге, на улучшение жизни людей.